Ваша роль, господин директор

«Директор – это так сексуально!»

Со слов актрисы Ирины Апексимовой, недавно назначенной директором театра Романа Виктюка.

Считается, что театральная реформа прошла и закончилась... О ней вроде бы и позабыли. Но свелась она практически лишь к разграничению форм собственности: государственная, частная, АУ – автономное управление; последняя практически слилась с государственной, только добавив директорам прав и возможностей в зарабатывании дополнительных внебюджетных денег. То есть ещё более упрочив власть в театрах администратора, менеджера, интенданта.

По российским театрам почти повсеместно первым и единственным лицом в театре стал директор. Он может ничего не понимать в искусстве, но уметь зарабатывать деньги.

Не в первый раз пишу об этом. Но то, что было особенностью, тенденцией, теперь стало закономерностью развития, и пора проанализировать первые результаты.

Сразу оговорюсь: происходящие в пору рынка административные перемены в большей степени касаются регионов, периферии, провинции, как хочешь называй, но в очередной раз столица и – все другие, в большей степени попавшие в зависимость от кассы, демонстрируют свою разность. В Москве во многих театрах в последнее время поменялось руководство: Меньшиков, Голомазов, Белякович, Писарев... Но все они – режиссёры, и даже если первыми лицами остаются Табаков, Золотухин, то это актёры, прежде всего художники, лишь во вторую очередь оказавшиеся способными менеджерами. В данном случае для удобства выяснения проблемы приходится разграничивать одних и других.

Даже новое в порядке начисления зарплат с баллами, доплатами опять же упрочило власть директоров и зависимость от них... крепостных, то есть актёров. Не хочется быть резкой, но приходится: двенадцать... пятнадцать... даже двадцать тысяч актёрских рублей в месяц стали разительно отличаться от заработков руководства, подпитывающегося этими самыми внебюджетными заработками: сдачей помещений в аренду, выступлениями заезжих антреприз, корпоративами. Как говорил незабываемый трагик Геннадий Демьяныч Несчастливцев из «Леса» А.Н. Островского: «...искусство не ценят, все копеечники... Кто шампанское пьёт, хорошие сигареты курит, тот и человек, а остальные – ничтожество»...

Что же происходит-то теперь по России в театрах! В Новгороде директор не просто театра, а академического, да ещё имени Ф.М. Достоевского Виктор Евгеньевич Назаров, которому ни в смётке, ни в опыте не откажешь, он и здесь работает больше десяти лет, с гордостью говорит о том, что к его приходу коллектив театра зарабатывал ежегодно по одному миллиону рублей, не больше, а теперь – тринадцать! А что приносит эти заработки? Оказывается, кто только не выступал за последние месяцы на сцене Новгородского театра! Петросян и «На-На», певица Афина, симфонический оркестр и самодеятельные коллективы, и партия «Единая Россия» заседала, игрались фестивальные спектакли, посвящённые Ф.М. Достоевскому, а вслед за ними ещё и другие празднества с гостями, проводимые администрацией под названием «Театральное вече». Обратите внимание, собственная труппа в фестивалях не участвует, их спектакли не играются. Они и работают всего-то четыре дня в неделю, конечно, далеко не при аншлагах. Я видела четыре их спектакля. Признаюсь, о них языком профессионального анализа, профессиональных оценок и говорить как-то неловко. К примеру, в причудливой пьесе Эриха Шмитта «Отель двух миров» действие происходит то ли в преисподней, то ли в чистилище, где люди ждут решения своей судьбы то ли вверх, то ли вниз в лифте?! Тут нельзя жить, как в коммуналке, на театральном языке это называется решением атмосферы, предлагаемых обстоятельств. Здесь двое актёров бойко проговорили, протанцевали свою последнюю любовь, на которую им отмерены минуты, а жалкая «сортирная» электрическая лампочка обозначала лифт, вот и всё режиссёрское решение. Шумно, бездумно прокричали комедию М. Старицкого «За двумя зайцами». Казалось бы, обречённой на успех американской комедии «Клуб одиноких сердец» сюжет и тот не сумели внятно выстроить.

Конечно, в Новгороде есть, как и всюду, и просто хорошие актёры, и очень хорошие. Они видны, хотя бы в одном спектакле. Могу их назвать: это и дуэт стариков-родителей Геннадия Алексеева и Капитолины Гавриленко, и Пронька – Юлия Фролова, а ещё Лимариха – Лилия Сергеева, но я вижу, как самим актёрам неловко выходить на сцену в «Зайцах»... Хотя это уже из области эмоций... Номинально в Новгороде есть главный режиссёр, очередной новый, недавно появившейся Сергей Гришанин, теперь и по юридическому статусу служащий у директора.

– Вы подписываете афишу как главный режиссёр, в какой мере вы отвечаете за идущие спектакли? – спрашиваю у нынешнего творческого руководителя.

– За то, что было до меня, не отвечаю.

Но из четырёх увиденных мной спектаклей – два поставлены им лично. В третьем спектакле половина участников – это вводы новых исполнителей, сделанные при нём. Кто же за них профессионально отвечает?! Значит, никто?..

Справедливость требует заметить, что новгородская драма никогда не была особенно счастливым театром. Актёры-долгожители подсчитали, что за последние тридцать лет здесь прошли-проехали десять директоров, из которых двоих прямиком из начальственного кресла отправили в тюрьму, шестнадцать главных режиссёров, то есть каждые два года – по-новому, сорок восемь (?!) очередных и разовых режиссёров. И все, как жёстко, но и справедливо заметил один из актёров «упражнялись – испражнялись» над труппой. Какая уж тут система работы с актёрами?! Воспитание коллектива... Создание репертуарного театра... Руководству не до актёров и не до творчества!

Я думаю, сейчас местное начальство довольно театром и не видит оснований для тревоги. Финансовые-то показатели успешные, доходы идут... Какая разница, за счёт чего...

Нет зрителей на собственных спектаклях, придут на «На-На»... Но театр-то гибнет!

Здание ветшает... На полноценный ремонт не хватает денег. Световая, звуковая аппаратура – на уровне каменного века. Круг на сцене поломался, заколотили, не работает. Труппу не пополнишь, не сформируешь: кто же приедет в город, где не дают ни квартир, ни общежитий и зарплаты стыдно сказать какие.

Стоит в красавце городе Великом Новгороде рядом с могучим древним Кремлём, величественным памятником тысячелетию России, прекрасным Софийским собором – грязно-серое с подтёками здание, фонтан около него закрыли, башню-украшение снесли как печальный памятник вроде бы состоявшейся театральной реформе.

Во многих нынешних театрах творческая работа стала фикцией, несуществующим подпоручиком Киже из тыняновской повести. Крышей! И уже идёт по аналогии с бизнесом рейдерский захват элитных театральных зданий.

Парадокс, но яростно осваиваемая теперь многими нашими театрами рыночная цель добиться финансовой успешности и во что бы то ни стало переполнить кассу часто никакого отношения не имеет к собственно творческой деятельности, к спектаклям, к артистам и совсем не делает театр лучше.

Так сейчас не только в Новгороде. На моих глазах уверенно вступает на этот путь и Рязанский театр. Сначала тут подчинили художественного руководителя директору, а потом и вовсе от него избавились. А уж деньги-то директор-единоличник Семён Гречко, считающийся успешным менеджером, также сумеет заработать и без своих спектаклей. В бизнесе говорят про начальствующих чиновников – жирные быки, теперь они появились и в театральном деле. Если продолжать сравнение, жирные быки и в их представлении послушное, управляемое стадо, лишь привычно называемое храмом искусства и его служителями.

Проблема, возникшая в театрах, отнюдь не локальная, а Новгород – лишь убедительный пример!

Спектакль «Птички» поставили, три раза сыграли, сняли с репертуара, «Казнить нельзя помиловать» прошёл раз пять... Сняли по-быстрому «Любовь и деньги», ушли актёры, некому стало играть... Ставят спектакли и списывают... «Убийцу», «Женитьбу Фигаро» тоже сняли, не успев даже вернуть потраченные расходы. Да и чего их считать! Они же – из государственных денег! Значит, ничьи… Другое дело – пресловутые внебюджетные деньги! Сколько их и кто их считает? В «На всякого мудреца довольно простоты» сократили роль Крутицкого, вообще убрали!

Пятнадцать актёров ушли из театра только за прошлый сезон.

Конечно же, не всюду так. И не все директора стали тормозом творчеству. Но исключения из правил, белгородский В.И. Слободчук или ставропольский Е.И. Луганский, ставшие по делу художественными руководителями, лишь подтверждают необходимость для любого театра в художественном руководстве. Профессиональном. Грамотном. Любящем актёров и сам театр не только как крышу для заработков. Театр требует специального руководства, двуединого как минимум, административным творческого не заменить.

Конечно, слишком сложно театральное дело, чтобы даже модель руководства свести к единому. Но одно для меня бесспорно: единоличная власть диктатора-администратора вредна и опасна. Она уже принесла немало разрушений в том виде, какой приобрела в последнее время.

Скажут: не найти сейчас режиссёра-лидера, закончилось их время, режиссёры «поумнели», хотят ставить спектакли, зарабатывать и не брать на себя ответственность за творческое состояние театров, да ещё в условиях рынка... Всё так! Но ведь и это произошло не само по себе: их отвадили, выморили, выжили из театров. Массовое унижение, уничтожение режиссуры, действительно произошедшее по российским сценам, очевидное падение их профессионального уровня даже в смысле подготовки, школы – до лидерских ли тут качеств, если их не ждут и не любят в театрах?! – уже стало разрушительным тормозом для театрального развития.

А то ли ещё будет! Если вовремя не остановить процесс, уже идущий, и не вернуть институт художественных руководителей в театры, а значит, ограничить безраздельную и оказавшуюся противоречащей творчеству директорскую власть.

Анна КУЗНЕЦОВА, НОВГОРОД – РЯЗАНЬ – МОСКВА

Литературная газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе