В театре нельзя врать и бояться

Смутьян театральных подмостков, лауреат престижных театральных и кинопремий «Тэффи», «Триумф», «Чайка», мастер курса школы-студии МХАТ Кирилл Серебренников приехал в Ярославль. Правда, всего на один день. Его, выпускника физического факультета Ростовского университета, пристрастившегося к режиссуре в любительском театре, называют «надеждой нашего театра и лидером современного театрального процесса». Как известно, театральные критики любят навешивать яркие ярлыки, особенно, когда их обладатель находится на пике популярности.
Но, представляется, куда разумнее было бы назвать Кирилла Семёновича, нисколько не умаляя при этом его заслуг, актуальным театральным и кинорежиссёром. Да, сегодня он в мейнстриме, он у всех на слуху, а станет ли он лицом театральной России начала XXI века, оправдает ли возложенные на него надежды, покажет только время.
Формат его пребывания на родине первого русского театра был достаточно динамичен. Днём Кирилл Семёнович встретился со студентами и театральной общественностью города, рассказал о своей педагогической концепции воспитания будущих артистов, новом детище – проекте «Платформа», в рамках которого пестуется современное искусство, априори не могущее найти себе места в классических концертных залах и «театрах с колоннами». А вечером того же дня поставленный им спектакль «Отморозки» наглядно проиллюстрировал всё, сказанное Серебренниковым днём.

– Поле современного театрального искусства зачищено дочиста. Дошло до того, что многие до сих пор считают Петрушевскую самым современным драматургом! – высказывает своё мнение режиссёр Серебренников.

Это ему явно «не по носу», а потому Кирилл Семёнович ставит то, что, по его словам, имеет к нему, живущему в XXI веке, самое непосредственное отношение. Ставит на экспериментальной сцене «Современника» «Голую пионерку» по роману Михаила Кононова, в котором актриса Чулпан Хаматова играет юную девочку, считающую своим долгом сексуально обслуживать русских солдат, которые в любой миг могут погибнуть. В филиале Пушкинского театра ставит «Откровенные полароидные снимки», творение британского драматурга Майкла Равенхилла, где сюжет крутится вокруг жизненных трагических перипетий мужчин нетрадиционной ориентации. В МХТ имени Чехова ставит «Терроризм». Филологи из Екатеринбурга Олег и Владимир Пресняковы посвятили эту пьесу разговору о том, как люди терроризируют друг друга в самом обычном, домашнем значении слова, о том, как формируется привычка к насилию.

Этот список можно продолжать и продолжать. В творческом досье Серебренникова уже больше тридцати театральных постановок, десяток кинолент, в том числе «Изображая жертву», «Юрьев день», «Короткое замыкание».

– Смысл современного театра состоит в том, чтобы сидящий в зале зритель отождествлял себя с персонажами на сцене. Он может это принимать – «я такой же, это про меня», отрицать – «я не такой». В любом случае терапевтический эффект обеспечен, – говорит Кирилл Серебренников. – Попытка выразить время – вот задача, стоящая перед современным искусством, и здесь нет и не может быть никаких канонов. В театре нельзя только две вещи – нельзя врать и нельзя бояться.

Метнув в зал эти тезисы, режиссёр и педагог Серебренников задал студентам «театралки» неожиданный вопрос:

– За что артист деньги получает? Что вы умеете делать такого, чего не могут остальные?

Не дождавшись ответа, раззадорил провокацией:

– Вам ещё не поздно уйти из профессии. Русская театральная школа сегодня плодит огромное количество посред­ственностей. Задумайтесь: вы – не один из них? Я – за жёсткий отбор. В этой профессии должны остаться только фанаты, мастерски владеющие актёрским ремеслом. Кто сказал о душе? Про душу – это к церкви, я – сторонник ремесла.

Некоторая жёсткость и прямолинейность дневной лекции не помешала вечером той же публике (правда, значительно меньшим, из-за ограниченности зрительских мест – всего 160! – составе) собраться на спектакле.

Пьесу «Отморозки» писатель Захар Прилепин и режиссёр Кирилл Серебренников написали вместе. Она – о молодых людях, чьё взросление пришлось на бандитские 90-е. Выросшие в атмосфере жестокости и насилия, унизительного обнищания одних и столь же стремительного обогащения других, видящие рабскую покорность судьбе своих родителей, они, точно волчата, сбиваются в стаи и готовые зубами, кулаками, а, если придётся, и оружием выгрызать своё место под солнцем. Но при этом – ни учиться, ни работать, ни созидать они не хотят. Всё тот же русский бунт, бессмысленный и беспощадный.

Вместо декораций – решётки ограждений, зрители проходят в зал сквозь коридор омоновцев с дубинками. Вежливая девушка перед началом спектакля любезно обращает внимание на имеющиеся пожарные выходы – вдруг кому-то из зрителей будет совсем невмоготу. Действие спектакля начинается с митинга, перетекающего в драку. Потом главного героя «прессуют» то службисты из органов, то сама жизнь, когда он вынужден волоком, в одиночку, тащить гроб с телом собственного отца. Лидер группировки провоцирует оглушённую мнимой вседозволенностью озлобленную молодёжь на политическую акцию – они решаются на захват здания администрации...

В достоверность происходящего на сцене веришь сразу и безоговорочно. Что ж не верить, когда тот же самый «театр» можно увидеть чуть ли не в каждом выпуске «Новостей»? Не зря студенты Кирилла Серебренникова сами ходили на «Марши несогласных», чтобы увидеть то, что им потом придётся играть. Этот документальный материал – именно оттуда. В спектакле много физической жестокости и ненормативной лексики. Учитывая предлагаемые обстоятельства, в которых существуют герои пьесы, соглашаешься с необходимостью и этой негативной составляющей спектакля – тут бы сам Станиславский воскликнул: «Верю!»

Другое дело – ради чего поставлен спектакль? По теории самого же Серебренникова, концентрация негатива на сцене должна породить мощный всплеск добра среди зрителей. Но сидящие в зале интеллигентного вида мальчики и девочки, если что и пытаются штурмовать в этой жизни, то вовсе не Белый дом, а театральный олимп. Таким нет места на баррикадах, у них другой путь в жизни, они прокладывают себе дорогу умом, трудолюбием, творчеством, собственными мозгами, а не тупым скандированием «Ре-во-люция! Ре-во-люция!» А те, кто, сбиваясь в стаи, митингуют и показывают голые зад­ницы бойцам ОМОНа, никогда не пойдут в театр – у них другие интересы. Кому в таком случае адресовано это, с позволения сказать, искусство?

Да, оно актуально, оно – про сегодняшний день. Сам Кирилл Серебренников говорит:

– Ужас в том, что роман с каждым днём становится всё актуальнее и актуальнее. Никто же этого даже не предполагал. Мы с Захаром написали пьесу года три – четыре назад, и я тогда думал: это всё уже прошло, всё закончилось... А потом вдруг случилась Манежка, я понял, что что-то такое начинается. А сейчас-то – пожалуйста, вот оно. Вчера люди шли по улице и кричали: «Революция! Нас обманули!»

Спектакль «Отморозки» очень популярен сегодня, его оценила театральная общественность. Столичная театральная критика захлёбывается в восторге. Союз театральных деятелей вручил Серебренникову и его студентам премию – один миллион рублей. Постановка номинируется на Национальную театральную премию «Золотая маска». Правда, Серебренников скромно обмолвился, что за озвученную им в этом спектакле «боль нельзя получать премии». (Про миллион он ничего не сказал).

...И всё-таки ради чего был поставлен этот спектакль? Какова его сверхзадача – этот самый важный феномен для художественного творчества, сформулированный Константином Станиславским? В спектакле «Отморозки» ответа нет.
Северный край
 

 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе