Умер «человек без привилегий» Николай Дупак

Легендарный директор Театра на Таганке несколько дней не дожил до 102 лет.
ФОТО: СВЕТЛАНА ХОХРЯКОВА


В Москве простились с актером, режиссером и легендарным директором Театра на Таганке Николаем Дупаком. Он умер 26 марта на 102 году жизни. 27 лет руководил Театром на Таганке, выдерживая сумасшедшую энергию Юрия Любимова, и завещал близким проводить его в последний путь с этой легендарной сцены. Так и сделали. Проститься с «документом эпохи», как его называли,  поднимались в основном мужчины с букетами красных гвоздик и темно-бордовых роз.  


Николай Лукьянович говорил, что ему больше 105 лет с учетом войны, которую он прошел, где один год идет за два, а то и за три. Многие вспоминали его фразу «Давай еще немного погудим», которую он любил повторять.

Фоном, очень тихо на панихиде звучали песни про горящий Смоленск и Рейхстаг, «Он вчера не вернулся из боя», «Скажи еще спасибо, что живой» в исполнении Владимира Высоцкого, которого Дупак когда-то принимал на работу. Кто-то читал собственные стихи, не очень складные, но искренние. А ему нравились строки Леонида Филатова «О не лети так, жизнь».

У гроба сидели только дочь Оксана и внук Адриано. На экране - фотографии разных лет. Дупак на них молоденький красноармеец 19 лет в шинели и ушанке со звездой, с Юрием Любимовым, которого когда-то и пригласил на Таганку, в кино и театре, а ролей у него в общей сложности порядка 180. Его называли артистом без звания «народный». Он был заслуженным артистом РСФСР и Украины. Когда-то дал себе слово, что там, где руководит, не будет пользоваться никакими привилегиями.   

Траурную церемонию открыл Александр Кибовский, говоривший о готовности Николая Дупака к самопожертвованию, его способности брать на себя столько, сколько сделать человеку невозможно. Он жил по принципу: не можешь идти — ползи. Собравшиеся вспоминали его заслуги не только перед Россией, но и перед Украиной. Он родился  в Донецкой губернии 1921 году в поселке Старобешево, вырос там, любил шахтерский край, знал украинский язык. Он до последнего оставался членом донбасского землячества, о чем рассказал его представитель. Дед Дупака дед воевал под Плевной, отец прошел Первую мировую. Сам Дупак  два года воевал на разных фронтах Второй мировой, был контужен, получил три ранения. В 1943-м он сражался за Харьков и после очередного ранения ходил в ходунках. Он учился в Ростовском театральном училище у Юрия Завадского, а когда началась складываться актерская карьера и стали приглашать в кино, потребовался театральный директор, и он сделал выбор. В итоге проработал 20 лет в Театре им. Станиславского, 27 лет - на Таганке, 500 дней -  в Театре на Малой Бронной. 

В общем, выжил, построил театр, построил новое здание для него. Речь зашла и о том, как они разошлись с Любимовым, и кое-кто из собравшихся списывал этот факт на семейные обстоятельства Юрия Петровича. Вот так в течение полутора часов прощания и пронеслась вся столетняя жизнь.  

Много интересных деталей собирались в общий портрет человека, прожившего целый век. Кто-то вспоминали его большие руки и давний разговор: «Что у вас за ручищи? Как у богатыря?» - «Так я же шашку держал, кавалеристом был». Дупак закончил Новочеркасское кавалерийское училище, прежде чем попал на фронт, а потом воевал в составе кавалерийского корпуса. 

50 лет он был районным депутатом Москвы, часто спасал Таганку, актеров, получая выговоры по партийной линии. Он выбивал квартиру Высоцкому и добился своего, а со званием так и не заладилось. Сверху заворачивали любые прошения. Коллеги вспоминали, как Дупак защищал Высоцкого, которого то увольняли, то принимали на работу. А когда его провожали в последний путь, сказал: «Мы еще сами не знаем, кого хороним». Дупак дважды выбивал квартиру Олегу Далю и со второй попытки преуспел. Он ходил на прием к первому секретарю горкома партии Гришину, чтобы получить московскую прописку для молодого актера, приехавшего из Свердловска, и так его расхваливал, что он и певец, и танцор, приписал ему такое, чем тот и не обладал. В ответ Гришин спросил: «Так вы не одного человека хотите прописать в Москве?». Он умел бороться за людей — об этом не раз вспоминали на панихиде.

Директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин рассказывал, как появился подведомственная ему организация при поддержке Дупака, о том, как он председательствовал в районном фонде мира, собирал деньги то на автобус для детей, то для школьников, пострадавших при столкновении двух поездов. Люди вспоминали, как в театр приходили перед высылкой из страны Александр и Наталья Солженицыны. Их многие сторонились, опасаясь строгого ока КГБ, а Дупак принял, раздел не в зрительском гардеробе, а в том, что для своих. Вроде бы малость, но по тем временам - большая смелость. 

Один из зрителей, представившийся как Петр, вспоминал, как начал бывать на Таганке с середины 60-х, и Дупак его узнавал. Теперь для него имя легендарного директора театра неотделимо от имени Юрия Любимова. Как и многие другие выступавшие, Петр говорил о смелости и решимости Дупака, его умении улаживать трудные дела, что это и его заслуга, что Таганка стала такой, какой мы ее знаем. Коллектив театра во времена СССР побывал на гастролях в 30 странах, чем похвастать мог разве что Большой театр.  

Соседка Дупака вспоминала, что он был душой дома и в свои 95 плюс аккуратно и безаварийно водил маленькую красную машину. У него было почетное парковочное место, на котором одно время был именной указатель, и никто не смел на него заезжать. А потом и указателя не требовалось, все знали, чье это место.  

Продюсер Юрий Обухов рассказал в кулуарах, как приходил к Дупаку просить, чтобы отпустил на съемки Инну Ульянову. Любимов был в отъезде, и Николай Лукьянович разрешил, поставил свою подпись. Он спросил: «Где съемки? В Ялте? Ну, смотри не подведи. Даю четыре дня». В то время отпроситься из театра на съемки было крайне сложно, но Ульянова поехала сниматься в фильме Инны Туманян, которая хотела видеть в роли только ее и никого другого. Не так давно Юрий Обухов выпустил документальный фильм о Дупаке.  

Слова прощания заочно передали семьи ушедших актеров Ивана Бортника, Бориса Хмельницкого, Валерия Золотухина, Петра Глебова, Леонида Филатова, а также ныне здравствующий режиссер Валерий Усков, у которого Дупак снимался в «Вечном зове».  

Финал церемонии прощания был таким, каким нарочно не придумаешь. Прямо у гроба был поднят вопрос о том, что негоже, чтобы в гримерке Высоцкого стояли два бухгалтерских стола, а не портреты легендарных артистов. Далее последовало обращение по этому поводу к уже покинувшему театр Александру Кибовскому, как руководителю культурного ведомства Москвы, и нынешнему директору Театра на Таганке Ирине Апексимовой, которая находилась рядом.  









Николай Дупак умер в 101 год: последние фото театрального мэтра
/

Автор
СВЕТЛАНА ХОХРЯКОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе