«Транссиб» брусникинцев — идеальный вербатим

Тем, кому непонятно, что такое документальная пьеса, или «вербатим», просто необходимо посетить постановку «Транссиб» мастерской Брусникина.
Фотография предоставлена пресс-службой театра «Практика»


Потому что этот спектакль – идеален, как гений чистого жанра документального театра. Пьесы в жанре вербатим уже существуют достаточно давно, и их особенность заключается в том, что актеры перевоплощаются в абсолютно реальных людей, у которых драматург, автор или режиссер берет интервью. В данном случае мы видим чистый, почти лабораторный эксперимент. Во-первых, интервьюерами выступали сами актеры. Во-вторых, не просто актеры, а тогда, в 2016-м году, еще студенты Школы-студии МХАТ. И в-третьих, за материалом они поехали очень далеко – из Москвы во Владивосток. И это не просто путь через всю Россию, но, как и говорил режиссер и автор идеи Дмитрий Брусникин, и «путь от человека к человеку».


6 суток в поезде и 6 обратно пришлось проехать студентам, чтобы создать, пожалуй, самый честный спектакль о России и о ее людях. Да, здесь будет иногда больно. Чаще смешно. Нецензурно, в том числе. А иногда до слез.

В спектакле есть рамка: первый персонаж, с кем мы знакомимся – это Тэн, иностранец и фанат путешествий, который решил вот так проехать Транссиб и узнать (познать?) Россию и ее людей. Удивительно, но, кажется, чего мы не знаем о своих соотечественниках, думает каждый зритель. Это путешествие – не только к ним, но и к самому себе.


Фотография предоставлена пресс-службой театра «Практика»


Все эти образы знакомы каждому, кто хоть раз ездил по России, да даже тем, кто хоть раз в России жил. Это не спектакль – а зеркало нашего общества, где есть уставшая проводница, мечтающий о творчестве пацан, настоящая русская баба, предпринимательница-хипстер, молодой рэпер, бедный и интеллигентный концертмейстер, слишком увлеченный старый железнодорожник, пацанчик в спортивке, бабушка, которая шлет привет Путину от коммунистов, в общем, все-все-все… Такие разные и такие… русские. И за каждым монологом скрывается чья-то большая маленькая жизнь.

Насколько удачным оказался этот эксперимент, кажется, ясно из срока существования спектакля. Теперь же, перекочевав из разряда дипломных на сцену театра «Практика», он собирает огромное количество публики – причем максимально вовлеченной. Такой чуткий зал, остро реагирующий на пиковые моменты, случается крайне редко. Эта способность удержать внимание – целиком и полностью заслуга талантливых ребят.

Отдельного внимания заслуживают музыкальные вставки – такие же разные, как и сама Росиия, настоящий пэчворк из песен Никитиных, блюза, рэпа, экспериментального герлз-бэнда, дворового панка и… конечно, завершится она, как мы и обещали, рамкой – снова иностранка, но теперь уже поющая звонким и сильным голосом «Широка страна моя родная». И все внутри постановки ведет к этому гимну, к этой ментальной кульминации, и на ней же обрывается, оставляя зрителя потрясенным, восторженным и, кажется, совсем немного открывшим для себя самого себя.

Автор
Юлия Зу специально для Musecube
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе