Театры блатной песни

Региональные власти запускают торговцев в «храмы искусства»

Коллективы Архангельского театра драмы и екатеринбургского Театра эстрады протестуют против кадровой политики областных правительств и отказываются признать новых директоров. Почему люди искусства не могут найти общий язык с региональными властями — выяснял The New Times 

Главный режиссер Архангельского театра драмы Петр Орлов, заместитель директора Александр Дунаев и актриса Людмила Бынова называют происходящее не иначе как рейдерским захватом. «Губернатор Илья Михальчук хочет волевым решением поменять директора Евгения Мищенко на бывшего директора групп t.A.T.u. и Smash!! Леонида Дзюника, — заявляют они. — Большинство работников театра категорически против». 

Конфликт губернатора и творческого коллектива начался давно. Архангельский театр драмы, на реконструкцию которого федеральный центр выделил более миллиарда рублей, попал под пристальное внимание Михальчука после того, как его назначили на пост главы региона. Проект реконструкции тут же изменился: в фойе театра установили фонтаны, внутри здания открылись кафе, появилась «губернаторская» комната с дорогой мебелью, обитой белой кожей. «Губернатор считает театр своей игрушкой, — говорит Евгений Мищенко. — Лучше бы средства потратили на сценическое оборудование. А то у нас на сцене между досками у актрис каблуки застревают». 
Настойчивость, с которой областное начальство продвигает в руководство драмтеатра Леонида Дзюника, человека в Архангельске нового, для коллектива и вовсе загадка: губернатор лично встретился с работниками театра и пытался убедить в том, что учреждение должен возглавить именно представитель шоу-бизнеса. При этом ни разу не назвал своего протеже по имени, фамилию зачитывал по бумажке, зато заявил, что областное правительство вольно производить любые изменения в руководстве театра, тем более что нынешний менеджмент «не эффективен». В ответ коллектив театра открыто заявил: мы — против. 

Клуб по интересам 

«Не понимаю, о каком неэффективном менеджменте идет речь, — говорит главный режиссер Петр Орлов. — В театре постоянные аншлаги, мы приносим прибыль. Конечно, сдавая помещения под офисы, можно заработать больше. Но театр и бизнес — это все-таки разные вещи. Дзюник в свое время играл в «высокохудожественном» телесериале «Клуб» на MTV роль то ли продюсера, то ли сутенера. После встречи с ним мы опасаемся, что он сделает из нашего театра тот самый клуб». «На встрече с коллективом Дзюник сразу стал подкупать меня, предлагать бенефис, пообещал сделать народной артисткой сразу после того, как станет директором. Губернатора он называл «хозяин», — рассказывает заслуженная артистка РФ Людмила Бынова. 
В свою очередь, Леонид Дзюник утверждает, что в коллективе его боятся совершенно напрасно: «Театр никогда не станет ночным клубом, а артисты могут спокойно продолжать работать дальше. Да, некоторые помещения в свободное от спектаклей и репетиций время можно было бы занять под арт-кафе. Великолепные залы после ремонта подойдут для проведения бракосочетаний. Здание строилось для людей, днем оно все равно пустует». При этом о творческих планах услышать от продюсера не удалось. 
Евгений Мищенко предполагает, что «свой человек» на посту директора театра нужен губернатору Михальчуку, чтобы узаконить расходование федеральных средств, потраченных на реконструкцию парка, расположенного по соседству с театром. Средства эти, 118 млн рублей, были выделены целевым назначением на ремонт театра. «Это подтверждает и проверка Счетной палаты, — говорит Мищенко. — Чтобы расходование средств на парк стало законным, театр должен принять его на баланс». А Мищенко делать это отказывался. 
Интересно, что губернатор и ранее пытался прибрать театр к рукам. Осенью прошлого года пост директора театра предложили экс-мэру Архангельска Александру Донскому. «На меня вышел сын губернатора, — рассказывает он. — Потом я говорил с Ильей Михальчуком. Была предложена классическая коррупционная схема: зарабатывай на театре как хочешь, только заноси половину в администрацию области. Я сразу отказался». 

Похожая ситуация в Екатеринбурге. Там в опалу попал Николай Головин, до недавнего времени бывший директором Театра эстрады. Формально его вынудили уйти по возрасту, к тому же у него истекал срок трудового договора. Но на его место назначили человека, никакого отношения к театру не имеющего. Мнение творческого коллектива, как и в Архангельске, никто не учел. А работники театра выступили резко против решения губернатора Свердловской области Александра Мишарина, заявив, что готовы даже на голодовку. «Мы проводили фестивали международного значения — «Джазовый транзит», «Джаз, рожденный в СССР»... У нас свой камерный оркестр, знаменитый в области. Для малообеспеченных семей он давал бесплатные концерты», — рассказывает снятый директор. А новое руководство планирует сократить количество мест в зрительном зале с 600 до 450, а на освободившееся пространство поставить столики: «Люди уже горько шутят, что название учреждения надо менять на «Театр блатной песни» (новый директор Максим Лебедев прежде работал с шансонье Александром Новиковым). Сам же Лебедев уверяет, что поводов для волнения нет: «Я представил правительству региона концепцию развития театра, она понравилась. Я пришел не для того, чтобы ломать традиции, а чтобы создавать новое, двигаться к новым технологиям, ставить эстрадные спектакли». На вопрос, будут ли проводиться джазовые фестивали, Лебедев ответил уклончиво: «Постараемся их сохранить». 

Покупатели роскоши 

Почему же театры переживают нашествие людей из шоу-бизнеса? Мищенко полагает, что продюсеры таким образом среагировали на финансовый кризис. «Раскрутить сейчас за несколько десятков тысяч долларов «дядю Васю» уже не получится. Поэтому деятели шоу-бизнеса и припадают к бюджетной кормушке». Главам регионов такая ситуация тоже выгодна, считает Александр Донской. «Губернаторы зарабатывают сейчас на всех бюджетных и небюджетных потоках на подведомственных им территориях. Спросите у продавцов роскоши, кто сейчас стал основными их покупателями? Они ответят: чиновники».

Перцев Андрей, Архангельск — Москва 

The New Times
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе