Актер Евгений Князев — о том, почему необходимо поддерживать национальные коллективы.
В последнее время я особенно много езжу по стране — как-то увлекся чтением поэзии в сопровождении оркестра. Меня приглашают в разные регионы, и именно сейчас я впервые по-настоящему ощутил, насколько велика и разнообразна наша страна. Взять, например, Северный Кавказ. В одном Дагестане живут десятки народностей. И у многих из них есть свои национальные театры: Аварский, Даргинский, Кумыкский, Лакский, Лезгинский. А сколько у нас национальных республик со своими театрами в Поволжье, Сибири, на Дальнем Востоке... Однако об этом богатстве и разнообразии мы преступно мало знаем.
Недавно я оказался в столице Башкортостана Уфе на фестивале тюркоязчных театров «Туганлык», где видел много необычных постановок. Там же состоялся круглый стол с участием главы республики Рустэма Закиевича Хамитова. Разговор шел о том, как жить фестивалю дальше. «Туганлык» — фестиваль с историей, однако проводится он не каждый год. Причины, как это часто бывает, весьма прозаические. Всё упирается в деньги. Фестиваль — удовольствие не из дешевых, особенно в регионах. Кто-то из участников заявил, что легче подобный фестиваль проводить в Москве.
И действительно, почему нет? Страна у нас большая. В столице нашей многонациональной родины живут представители едва ли не всех землячеств. Так сложилось, что Москва одновременно и культурный центр страны. То есть зритель для подобных мероприятий здесь есть. Однако добраться до Москвы могут позволить себе лишь большие театры из столиц регионов, и то если их руководство поможет деньгами. Про театры малых городов нечего и говорить — организовать подобные гастроли им не под силу.
И я подумал, почему бы не довести эту идею до логического конца и не открыть в Москве такую площадку, где бы на постоянной основе выступали национальные театры из регионов? Чтобы в любом театре в стране знали, случись у них юбилей или какая-нибудь блистательная постановка или еще какой-то повод, в столице их всегда ждет сцена. И название для такого театра напросилось само собой. Перед круглым столом я спросил у местных, как переводится название фестиваля «Туганлык». И мне ответили, что на башкирском языке это значит «родство». И действительно, подумал я, какое правильное слово. Нам необходим Театр родства.
Идея эта не нова. Еще в 1980-е годы в Москве был создан Театр дружбы народов, который после ухода из Театра имени Вахтангова возглавил Евгений Рубенович Симонов. Этот театр постоянно менялся, пока не превратился в нынешний Театр наций, где ставят канадец Робер Лепаж, литовец Эймунтас Някрошюс, немец Томас Остермайер и многие другие режиссеры. Под руководством Евгения Миронова театр занял свою замечательную нишу. У театра своя уникальная концепция, тоже основанная на дружбе народов, но понятая скорее в интернациональном ключе. Однако, как мне кажется, надобность в театре дружбы российских народов всё равно остается.
Конечно, российское театральное пространство становится всё более плотным. Есть программа «Большие гастроли», когда федеральные театры едут в регионы, а местные активно перемещаются по стране. Это прекрасная возможность показать другим то, чем ты сам мог бы гордиться. Например, несколько лет назад наш Театр Вахтангова приезжал в столицу Бурятии Улан-Удэ. Я думаю, эти гастроли оставили большой след в сердцах зрителей. А для нас это кончилось тем, что при Институте имени Щукина появилась бурятская студия.
С каждым годом расширяется и фестивальное движение, что мне кажется очень важным. Общение с коллегами необходимо для творческого человека. Ты смотришь, как работают другие, те смотрят, как ты работаешь. Фестивали прекрасно мотивируют расти и развиваться. Однако, уверен, при всей их важности сложно переоценить роль московских гастролей для любого регионального театра. Это событие, которое остается в истории любого театра. А если гастроли сделать регулярными? Это же резко поднимет планку.
Таким образом, мы сможем вписать региональные театры в общефедеральный контекст. Недавно в Москве прошла биеннале театрального искусства. Было много прекрасных постановок из регионов, например, очень необычный «Василий Теркин» Архангельского театра или удивительная «Женитьба» Казанского театра. Однако, по традиции, первые места заняли режиссеры из Москвы и Петербурга. И заняли, наверное, заслуженно, однако нам же надо как-то поднимать, стимулировать театр на местах. Шедевры не рождаются сразу. Нужно помогать и направлять.
Особенно это касается национальных театров, которым еще сложнее пробиться. Там тоже есть много замечательных постановок. Например, в 2014 году я был председателем жюри на фестивале театров малых городов. И главный приз в тот год взял театр из небольшого города Альметьевска (Татарстан) с чудесным спектаклем «Ромео и Джульетта» на татарском языке. Я был им просто потрясен. Или «Антигона» национального театра в Уфе, номинированная на «Золотую маску», — уникальный спектакль. И таких примеров множество.
Как же сделать так, чтобы эти спектакли увидели как можно больше людей? Для начала можно при том же биеннале организовать секцию национальных театров, чтобы отслеживать, в каком регионе есть интересные спектакли. А потом, может быть, найдется азартный человек, который поддержит идею, ею заинтересуются в правительстве, и в Москве вдруг найдется подходящее помещение. Я уже предложил главе республики Башкортостан Рустэму Закиевичу Хамитову выступить с подобной инициативой и пообещал ему свою всяческую поддержку.
Затратная ли эта затея? Наверное. Нужная ли? Безусловно. Культура и образование — это статьи бюджета, которые первыми идут «под нож», что мне представляется крайне опасным. Но если не вкладываться в театр, он снова превратится в развлечение для 3% населения, как это было в XIX веке. Мы же вырвались из этого гетто, стали значимым искусством. Россия сильна своим многообразием. И если уважительно относиться к каждой национальности, это будет работать на общее благо.
Автор — ректор Театрального института имени Бориса Щукина, актер Театра имени Вахтангова, народный артист России