Театр начинается с Вампилова

Выпускник школы-студии МХАТ намерен превратить олимпийскую столицу в театральный центр Юга России.
Фото предоставлено пресс-службой сочинского театра «Каскад»


У города-курорта, в котором живут почти 500 тыс. человек, до сих пор нет своей собственной театральной труппы. Актер, режиссер, выпускник школы-студии МХАТ им. В.И. Немировича-Данченко, бывший художественный руководитель Туапсинского театра юного зрителя Александр Лухин создает в Сочи первый профессиональный театр, пока на свои собственные средства. Нынешний коллектив Лухин набирал из профессиональных артистов Туапсинского ТЮЗа, остальные — прошли кастинг.

– Александр Владимирович, специального здания для театра в Сочи нет, вы арендовали первый этаж бывшего сочинского ресторана «Каскад». Как обеденный зал можно превратить в театральную сцену?

– Первый этаж был захламлен, мы все почистили, подкрасили, привели все в божеский вид. Мы так разграничили пространство, что у нас есть и небольшие гримерки, место для осветителя, звукорежиссера. Есть свой бутафорский цех, где мы создаем декорации, сами шьем костюмы. Бывшие кухонные и подсобные помещения стали закулисьем, а обеденный зал — зрительским залом. Получилась классическая театральная камерная сцена, с кулисами, с разными нишами, куда артист может исчезнуть, а потом неожиданно появиться. Также построили сцену, подиум для зрительского зала, на который установили стулья, смонтировали звуко-, светооборудование. В зале можно вместить 140 человек, это достаточно для стандартной камерной сцены. Пока гардероб расположен в зрительном зале, это такая уютная палатка, но планируем со временем организовать гардероб в фойе. Но это позже, когда у нас появится финансирование.

– Туапсинский муниципальный театр, которым вы руководили, стал одним из лучших в Краснодарском крае. Наверное, этот опыт пригодится теперь в Сочи?

– Когда я стал художественным руководителем муниципального театра в Туапсе, мы сделали все для того, чтобы театр стал центром притяжения, стал популярным среди горожан. В Туапсинском театре своими силами и средствами был создан малый зал, который позволил сохранить театр и создавать спектакли. По моему проекту был разработан дизайн театрального фойе и оформлен собственными средствами. Достижения театра городские власти показывали председателю Законодательного Собрания Краснодарского края Владимиру Бекетову и бывшему начальнику департамента культуры Краснодарского края Наталье Пугачевой и многим другим, выдавая это за свои.

Обычно, когда театр только создается, это всем интересно, люди тянуться. А потом происходит некий спад интереса, вот тут важно вновь заинтересовать зрителя новыми постановками, вновь привлечь его внимание. Главное не отчаиваться. Когда в зале сидело пять человек зрителей, меня артисты спрашивали: «Александр Владимирович, мы будем играть для пяти человек?», я говорил: «Будем играть, ведь они пришли, значит, есть интерес».


Фото предоставлены пресс-службой сочинского театра «Каскад».


– Сегодня российский театр не может существовать без поддержки государства. В принципе, так было всегда. Вы открыли театр только на собственном энтузиазме, но сможет ли он существовать?

– Когда мы объявили набор в труппу, людей приходило очень много, были и с дипломами театральных вузов, для которых в родном городе, да и во всем Краснодарском крае работы нет. Мы сразу предупреждали, что на первом этапе денег у нас нет, будем работать на энтузиазме, до какого времени продлится этот первый этап, не знает никто. После этих слов многие «отсеялись». Набрали 40 человек, сейчас осталось 25, они готовы работать. Мы сейчас много занимаемся: три раза в неделю, поэтому совмещать занятия с работой практически невозможно. Мы понимаем, что останутся только преданные театру люди. Хотя в Москве есть множество примеров, когда профессиональный театр начинался с энтузиазма, а потом вырастал в профессиональную труппу. Та же «Табакерка» Олега Табакова начиналась с театра-студии в подвальном помещении. Я хочу объединить разных людей и дать им профессиональные актерские навыки. Так формируется труппа в городах, где нет своего театрального вуза. В то же время, мы понимаем, что люди должны получать деньги за свой труд, ведь нужно как-то жить, а театру нужно ежедневно платить за те же коммунальные услуги, электроэнергию, аренду помещения.

Я обратился с открытым письмом к мэру города Сочи Анатолию Пахомову о том, что городу Сочи нужен свой собственный театр. Но ответа не последовало. Мы прекрасно понимаем, прежде чем просить помощь, нужно себя проявить, доказать, что мы что-то из себя представляем.

– Я знаю, что в Туапсинском ТЮЗе вы тоже обращались к Вампилову. В афише был спектакль «История с метранпажем». Наверное, это не случайно? Как вы познакомились с творчеством сибирского драматурга?

– Я родом из Новосибирска, там много ставили Вампилова. Народный театр при доме культуры им. Клары Цеткин, ныне новосибирский театр на «Левом берегу», которым тогда руководил заслуженный деятель искусств России Семен Иониди уже тогда ставил Вампилова. Но спектаклей не было, были читки его пьес. Первой пьесой, которую я услышал, это была «Утиная охота». Мне было тогда 16 лет, а Вампилов был еще не так известен. Меня потрясла пьеса. С тех пор Вампилов всегда в моем сердце и творчестве. В советское время поставить Вампилова было сложно, партийное руководство не видело глубину его произведений: что это такое «Алики», почему пьеса про алкоголиков, но там смысл глубокий, жизненный. Искренность — это главный смысл произведений Вампилова. Вампилов свой, понятный для зрителя. Не зря Олег Табаков говорил о нем «Сашка Вампилов!». И мы старались играть искренне, наверное, это получилось, этому свидетельство аплодисменты и отзывы зрителей.

– Вампилова много ставят в российских театрах, в Сочи спектакли по его произведениям — редкость. Как вы сказали, судя по отзывам и аплодисментам, сочинские зрители приняли спектакль хорошо. Расскажите, как велась работа над первым спектаклем сочинского театра «Каскад»?

– Для постановки первого спектакля нашего театра я пригласил своего друга, московского режиссера Петра Ступина, он приезжал в Туапсе и там ставил спектакли. И сейчас не отказался. Над спектаклем мы работали 16 дней, вернее на 16 день состоялась премьера. Мы показали два спектакля, но это не значит, что работа над ним завершена, спектакль будет постоянно дополняться, совершенствоваться. Будет что-то меняться в декорациях, в режиссуре, наши актеры будут постоянно расти. Петр Ступин хочет поставить на сцене нашего театра спектакль «Ящерица» по пьесе драматурга Александра Володина. Материал очень сложный, но возможно скоро мы до него дорастем. 7 февраля состоялась премьера спектакля по произведению Александра Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде». Я сам его поставил как режиссер. Спектакль подходит для семейного просмотра. Поэтому мы придумали акцию «В театр всей семьей», зритель покупает билет для ребенка, а для себя получает его бесплатно. Спектакль получился веселый и красочный. Мы сами шили костюмы, делали декорации, бутафорию. И сейчас идет доработка постановки. Я все же думаю, что это будет театр юного зрителя. Несколько поколений сочинцев выросли без театра, поэтому нам нужно воспитывать своего зрителя с детства.


Фото предоставлены пресс-службой сочинского театра «Каскад».


– В одном из интервью вы говорили, что в планах создание на базе театра театральной студии для детей и взрослых. Кто будет проводить занятия? Работа в этом направлении уже ведется?

– Театральная студия — это не только дополнительный источник дохода, это еще и задел на будущее, особо талантливые студийцы будут приглашены в труппу. Всем тем, кто не прошел отбор во время кастингов, мы предложили прийти в театральную студию, чтобы заниматься актерским мастерством. С детьми начнем работать позже. Мы вообще открыты для постоянного обучения, обмена опытом. Это будет такая творческая лаборатория, будем приглашать педагогов из МХАТа, «Табакерки», театра-студии Петра Фоменко. Обязательно, будем приглашать на нашу площадку другие театральные коллективы с антрепризами. Договоренности уже есть.

– На ваш взгляд, где должен находиться театр в Сочи, в каком месте? Есть Имеретинская низменность, где построено много объектов к Олимпиаде.

– Театр должен быть в шаговой доступности к зрителю. Городской театр создается прежде всего для горожан, Олимпийский парк — это больше туристический объект. В Сочи много мероприятий для туристов и отдыхающих, приезжают артисты в сезон, которые готовы развлекать людей. А муниципальный театр должен привлекать внимание жителей Сочи в межсезонье, когда есть время посещать спектакли. Исторический центр Сочи подходит для театра идеально, рядом — площадь Искусств, музеи, филармония. Есть замечательное здание Зимнего театра, оно он не подходит для профессиональной театральной труппы, оно просто не приспособлено, чтобы в нем жили актеры. Непродолжительные гастроли театральных коллективов другое дело. Зимний театр — это свое исторически сложившееся направление культурной жизни Сочи, и оно естественно должно остаться. Городской театр — это другое, возможно, даже более сложное направление, чем филармония и оно должно непременно поддерживаться.
Автор
Анна Грицевич
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе