Театр начинается с... Байки

{mospagebreak}1 апреля - никому не верю. К счастью, об этом помнят не все, и потому список пострадавших от разнообразных шуток и розыгрышей в этот день растет с каждым годом. А кто умеет шутить тонко, с умом, с фантазией, причем не только 1 апреля? Конечно, актеры. «Юность» не однажды заглядывала в гримерки Волковского театра и за многие годы собрала целую коллекцию актерских баек. Сегодня мы предлагаем самое лучшее из этого необычного собрания. Итак, байки от…

…Сергея Цепова

 

«Во МХАТЕ шла пьеса о Ленине, и роль Калинина играл народный артист СССР Евгений Евстигнеев. Сцена следующая: только что произошло покушение на Владимира Ильича Ленина, он, раненый, лежит в кабинете, а в соседней комнате в это время Свердлов, Дзержинский и Калинин обсуждают происшедшее. Нервно ходят по сцене, и кто-то из актеров, кажется, Дзержинский, должен произнести такой текст: «Они заплатят за все! И за это тоже!» - при этом нужно показать пальцем в сторону комнаты, где лежит Владимир Ильич. Вместо этого артист оговорился и произнес буквально следующее: «Они заплатят за все!», подумал немного и на автопилоте выпалил: «И за газ!» И соответственно тычет пальцем в сторону Владимира Ильича… Находящиеся на сцене начинают корчиться, пытаясь сдержать смех. У кого-то трясутся плечи, кто-то отворачивается в сторону, чтобы зритель не увидел улыбки. И тут после небольшой паузы невозмутимый Евгений Евстигнеев добавляет: «И за свет!» С артистами начинается настоящая истерика, один из них специально роняет карандаш и наклоняется - вроде чтобы поднять, на самом деле утирая текущие от смеха слеза. Остальные просто разбегаются за кулисы не в силах сдержать хохот».

 

«Шутки бывают разные. Однажды в спектакле «Ревизор» в одной из сцен мне нужно было срочно уносить чемоданы Хлестакова. Наш артист подшутил и положил туда несколько чугунных грузов, то есть каждый чемодан весил уже килограммов по 40. Обычно я только изображал, что они тяжелые, но в этот раз мне действительно пришлось нелегко. Делать было нечего - еле-еле доволок чемоданы, зритель ничего не заметил».

«Это было давно, еще до моего прихода в театр. Тоже шла пьеса о Ленине. На сцене стоит шалаш Владимира Ильича. Конструкция была высокая, на сваях, внизу - на колесиках, чтобы удобно было перемещать. А прямо к шалашу примыкала лесенка, по которой Ленин спускался из шалаша на сцену. Там его встречает крестьянка с молоком.

 

И вот занавес после первого акта открывается, загорается свет, Владимир Ильич выходит из шалаша, потягивается… и с ужасом замечает, что лесенка (а она тоже на колесиках) - отодвинута примерно на метр. Не прыгать же вниз? Роль Ильича играл ныне покойный народный артист СССР Сергей Тихонов. Актриса, игравшая крестьянку, тоже видит эту дикую ситуацию. Что делать? Наверное, было бы нормально пододвинуть лесенку к шалашу. Вместо этого актрису «заклинило», и она берет весь шалаш с Владимиром Ильичом и начинает двигать к лесенке. Ильича начинает шатать, он хватается за шалаш, чтобы не свалиться с этих свай, в зале смех, а дальше играть было уже невозможно».

 

…Людмилы Зотовой

 

С кем на рабочем месте не случались мелкие казусы? Например, очень весело, когда коллега падает со стула или заговаривается перед начальством. К сожалению (а может, и к счастью), видит все это ограниченный круг сослуживцев. В театре же все по-другому. Там свидетелем ляпа становится целый зал. Правда, актеры люди опытные и находчивые - блестяще выходят из двусмысленной ситуации, а обманутый зритель пребывает в невинном убеждении, что именно так все и задумано.

 

«Был у нас замечательный артист, великолепно исполнял романсы. В спектакле «Панфиловцы» он играл корреспондента газеты «Красная звезда». Роль небольшая - в самом конце, уже перед смертью Панфилова, нужно было выйти на сцену и сказать: «Товарищ генерал, разрешите 5 минут для газеты «Красная звезда». Вот, собственно, и весь текст. Спектакль шел около 4 часов, но в то время театральный закон был суров и все актеры без исключения являлись строго к началу. Наш герой, не зная, чем себя занять, отправился в буфет… И через три с половиной часа сидения в буфете получилась такая фраза: «Товарищ генерал… разрешите (ик!) 5 минут для газеты «Красная икра!». Актер, игравший генерала, засмеялся: «Ну если «Красная икра», то проходи!». Зрители же ничего не поняли.

 

«А эту историю рассказал мне папа, - говорит Людмила Валентиновна. - Во времена революции репетиция длились всего два дня, потому главным действующим лицом был суфлер. И вот идет спектакль из испанской жизни. Дуэль, два актера сражаются на шпагах. Происходит такой диалог: «Слушай, у тебя дальше текст есть?» - «Да». - «А у меня нет. Убивай тогда». Первый с криком: «Умри, проклятый!» «пронзил» коллегу шпагой. Тот упал, его вынесли, встал, отряхнулся и пошел в гримерку переодеваться. И вдруг бежит помощник режиссера: «На сцену, на сцену, быстрее!» - «Как на сцену, меня же убили?» - «Ничего не знаю, на сцену!». Выталкивают «убитого» к зрителям, и опять начинается тот же диалог, снова дуэль. «Боже мой, у меня, кажется, дальше нет слов». - «А у меня есть». - «Ну убивай». Второй раз происходит «убийство». «Мертвый» актер снова возвращается в гримерку, снимает парик - и вновь вбегает помощник режиссера: «На сцену немедленно!» - «Да как на сцену, меня уже второй раз убили!» Выяснилось: напился суфлер и читал одну и ту же страницу. Дойдет до конца и снова начнет. Вот так они и сражались».

 

Еще одна история: шел спектакль «Василиса». Лежит мертвая Василиса, рядом с ней стоит Иван Грозный, который говорит слуге: «Ступай в тот же гроб, где Василиса, ты старому мне в слуги не годишься». Все бы хорошо, но актер вместо «в слуги» сказал «в жены». «Мертвая» Василиса, услышав это, вдруг начала шевелиться, давясь от смеха.

 

…Валерия Кириллова

 

«…Это было в брянском театре. По сценарию пес Шарик в охотничьих сапогах гонится за зайцем. Переодевание актера, играющего Шарика, происходит очень быстро: костюмеры держат наготове огромные сапоги. Артист забегает за кулисы, впрыгивает в них - а в каждом по ведру воды. Фонтан брызг, Шарик, которому нельзя останавливаться, вылетает на сцену, продолжает погоню и тащит на каждой ноге минимум по 5 килограммов. В ярости он ищет глазами шутника, а в руках заряженное ружье... Люди, которые «отмочили» шутку, понимают, что кого-то Шарик застрелит. И в озверевшем состоянии артист таки пальнул, но ни в кого ни попал».

 

«…Одна из самых страшных накладок произошла на спектакле «Платонов», когда героиня должна была убить Платонова. Для сцены купили хороший спортивный револьвер, зарядили 6 патронов. Первый выстрел - осечка, второй - осечка, третий, четвертый, пятый, шестой… Ситуация ужасная. Обойма израсходована, а умирать надо - финал, ничего уже не придумаешь. Вадик Романов, игравший Платонова, упал на стул, потому что ничего не оставалось делать. А дальше должны были позвать меня - я играю доктора. Выхожу на сцену - огромное количество народу в зале. Актриса стоит на коленях и спрашивает : «Доктор, что с ним, Миша, что, что с тобой?». И тут одна сердобольная бабушка в зале горестно вздохнула: «Сердце не выдержало…». И я повторил за ней эту фразу. Вздох облегчения среди актеров, и дальше мы доиграли спокойно. Ведь самый главный закон любой накладки - не акцентировать на ней внимание, а играть дальше. Даже если это очень принципиальная вещь».

 

«А вот из последнего. В спектакле «Конек-горбунок» есть персонаж, который говорит следующие слова: «Уж не ходит ли - постой - к нам проказник домовой?». И тут все девицы, сговорившись, изобразили дикий визг, вой - настоящий шабаш ведьм. Актер этого коварства не забыл, и когда девушки стояли к зрителю передом, а к сцене задом, прошел и одним легким движением расстегнул молнии на сарафанах - сверху донизу. И вот дамы стоят - и вдруг одна пискнула «Ой», потом вторая…»

 

«…Один из самых гениальных оговорщиков - Женя Мундум. Репетируется сцена - царевич Алексей и его ближайший друг, которого играет Женя. Диалог: «Ну что, Алешка?». «От двора батюшки на меня подозрение пало, ездить ко мне не смей, иначе подозрение и на тебя падет». А надо сказать, что все были в костюмах, париках. И Женя, убегая, кричит: «Хорошо, ты мне больше не пиши, я тебе тоже звонить не буду!».

 
"Юность" # 14, Ольга ДЕМИДОВА

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе