Театр абсурда

Нужны ли нам "театральные колхозы"?

Текст: Александр Калягин (председатель Союза театральных деятелей)

Редакция "РГ" получила статью народного артиста России и председателя Союза театральных деятелей Александра Калягина "Театр абсурда", в которой затронуты животрепещущие проблемы "оптимизации" современной культуры, в частности, процесс слияния театров. 

Как бывший сотрудник "Скорой помощи" автор также размышляет о слиянии клиник и медицинских учреждений. В самом ли деле "оптимизация" театров, слияние нескольких коллективов разного жанра и вида эстетической деятельности в одну административную контору является необходимым и разумным решением? Мы обратились за комментариями к руководителю Департамента культуры Москвы Сергею Капкову и к губернаторам Тюменской и Псковской областей, о которых шла речь в статье Калягина. К сожалению, псковский губернатор Андрей Турчак комментировать статью отказался: очевидно, он выше этих проблем или просто недосуг. А как осуществляется государственная поддержка театров в западных странах? Об этом рассказали собкоры "РГ" в США, Германии, Франции.

Александр Калягин: Почему при реформировании той или иной сферы всегда отсутствуют те, кто непосредственно в них работает? Фото: Илья Питалев/ РИА Новости www.ria.ru

Не знаю, с чего начать. То ли молить о помощи и кричать: SOS! То ли громко провозгласить лозунг: "Долой театральную коллективизацию!" Звучит несколько смешно, в духе сатирических очерков Зощенко или Ильфа и Петрова. Они про абсурд писали и я про абсурд - все тот же неизбывный абсурд нашей жизни.

Абсурд под названием "оптимизация"!

Раньше при советской власти тоже проходили кампании "по улучшению" и все знали, если, скажем, кампания проходит в сельском хозяйстве, то, значит, будут падать удои молока или обязательно случится неурожай. "Улучшение" не сулило ничего хорошего во все времена, впрочем, и сегодня тоже.

Я не поленился, полез в Интернет и узнал, что термин "оптимизация" происходит от латинского слова optimus - наилучший... Само по себе слово "наилучший" вроде должно обнадеживать, но эффект возникает прямо противоположный: как только появляется фраза: "В целях оптимизации планируется...", то сразу становится ясно: надо готовиться к худшему. Вопрос: почему? Могу уверенно сам же и ответить: процессом под названием "оптимизация" управляют экономисты, причем во всех сферах бюджетного сектора, будь то образование, медицина или культура. Именно они являются идейными руководителями оптимизации, а для них наилучшие результаты могут быть отражены исключительно в столбиках цифр. Цифры - это единственный бог, которому они поклоняются. Все остальное их попросту не волнует, и судя по тому, как сейчас проходит реформирование в медицине, их мало волнует даже здоровье людей.

Хочу сразу сказать: я не против реформ, во многих сферах нашей жизни они давно назрели, но реформы нужны для того, чтобы действительно получить наилучший результат, а не сделать так, чтобы под откос была отправлена вся бюджетная сфера, на мой взгляд, все самые важнейшие ее составляющие, без существования которых становится уже не важным, сколько стоит доллар и какова цена на нефть. Я говорю о медицине, образовании, науке и культуре.

Итак. Первая оптимизация в отношении театров прошла в Тюмени.

В декабре 2013 года губернатор Тюменской области Владимир Якушев подписал распоряжение "О реорганизации государственных автономных учреждений культуры".

В результате было объединено пять учреждений культуры: филармония, драматический театр, театр кукол, ДК "Нефтяник" и Тобольский драматический театр. В итоге возникло Тюменское концертно-театральное объединение. Я пробовал этому помешать, написал письмо губернатору с просьбой не торопиться, сначала взвесить все "за" и "против", а потом принимать решение. Но я не был услышан, объединение произошло и, как мне известно, ничего хорошего из этого не вышло. Вот что говорит Сергей Осинцев, директор Большого драматического театра (Тюмень) в интервью в журнале "Театрал":

Как только появляется фраза "В целях оптимизации планируется...", то сразу становится ясно: надо готовиться к худшему

"Наш театр относится теперь к концертно-театральному объединению. Мы самыми первыми в стране прошли процедуру "слияния", и потому я хочу предостеречь других руководителей от каких-либо ошибок. Очень важно, чтобы ваше подразделение сохранило свой собственный мини-аппарат управления (директор, экономист, бухгалтер), поскольку именно этому аппарату и придется отстаивать финансовые интересы вашего подразделения. Ни одна "центральная бухгалтерия" или "центральная дирекция" сделать этого не сможет, поскольку будет преследовать не вопросы искусства, а цель заработать как можно больше денег".

"Ну, стали мы получать на 2 - 3 тысячи больше, а что в итоге?" - с горечью говорят наши тюменские коллеги. Но самое печальное, что этот негативный опыт никого не заставил задуматься, напротив, движение "театральная коллективизация" продолжается. Дальше появилась информация о слиянии Псковского академического драматического театра имени Пушкина, Театра кукол, филармонии и областного центра народного творчества (?!). Глава Псковской области считает, что необходимо создать единое театрально-концертное объединение, в котором будет один менеджер, один руководитель и централизованная бухгалтерия.

Но как же объяснить, что ничего хорошего из объединения областного центра народного творчества с Академическим драматическим театром не получится. Вопрос: почему я так в этом уверен? Отвечаю, так как все предельно ясно: у всех этих учреждений культуры совершенно разные художественные задачи и совершенно отличное друг от друга производство, совершенно разные потоки зрителей и совершенно иные способы информации и рекламы и т. д. и т.п.

Мне странно, что псковский губернатор Андрей Анатольевич Турчак, которого я знаю как мудрого дальновидного руководителя, этого не понимает. Ведь очевидно, что возникнет масса творческих и производственных проблем, а будет ли экономия средств от такого слияния, я не уверен.

Что главное для любого художественного организма - творческая самостоятельность, творческая свобода.

Первый вопрос: участвовали ли в разработке бизнес-плана по слиянию театров сами театральные деятели или всю схему просчитали наши бравые экономисты?

Второй вопрос: а может, и вовсе не существует этот бизнес-план?

Третий вопрос: кто и когда будет подводить итоги такого эксперимента?

Хорошо бы не откладывать. Ведь "театральные колхозы" растут как грибы после дождя, с такой активностью, которой могли бы позавидовать вожаки той, другой, исторической коллективизации.

Вот еще один яркий пример уже из театральной жизни нашей прекрасной столицы. Центр драматургии и режиссуры объединили с театром "Шалом" (?!). Уловить логику такого объединения при всем желании не могу. В легендарное помещение, где некогда творил бог оперной сцены Борис Покровский, приглашают на "соленый еврейский анекдот". Я представляю, какое недоумение вызвало бы такое дикое соседство у основателей театра Михаила Рощина и Алексея Казанцева, задумавших создать площадку для театрального эксперимента.

У меня еще один вопрос: почему-то их имена теперь отсутствуют в названии театра.

И пошло-поехало. По каким-то мне неведомым принципам произошло и объединение детского музыкально-драматического театра "А-Я" с "Москонцертом", к которому присоединены еще театр "Варьете" Московского мюзик-холла и Театр миниатюр.

"Эпидемия" театральных слияний дошла и до Санкт-Петербурга. И там тоже активно принялись объединять театры. И что делать? Это же эпидемия, может быть, не такая страшная, как эпидемия лихорадки Эбола, поскольку человеческим жизням напрямую не угрожает, но жизнедеятельности российских театров точно угрожает.

Вопрос: почему при реформировании той или иной сферы всегда отсутствуют те, кто непосредственно в них работает: в образовании - те, кто учит, в медицине - те, кто лечит, в культуре - те, кто ее создает.

Я очень переживаю за процесс "оптимизации", который проходит в театрах страны, но я с тревогой наблюдаю и за тем, что происходит в медицине. Ведь по первому образованию я медик - в свое время закончил медучилище, работал в больнице, фельдшером на "Скорой помощи". Я столько видел человеческого горя и знаю не понаслышке, как хрупка человеческая жизнь, как иногда важна каждая минута, чтобы успеть спасти. А сейчас, как сообщают средства массовой информации, сокращается количество больниц, увольняют опытных врачей, сводят до минимума бесплатную медицину...

Прямая речь

Владимир Якушев, губернатор Тюменской области:

- Семь месяцев назад завершилась реорганизация через слияние в одну структуру - концертно-театральное объединение - трех театров (двух драматических и кукольного), а также ДК "Нефтяник" и Тюменской филармонии. Эти учреждения имели статус государственных автономных учреждений Тюменской области, на их поддержку из региональной казны направляли солидные средства. Только на капитальную реконструкцию обветшавшего здания драмтеатра в Тобольске выделены сотни миллионов рублей. И теперь, по отзывам отечественных экспертов, это одна из лучших по оснащению сцен в российской глубинке.

Кто-то, видимо, скажет, что получилась солянка, немыслимая в сфере культуры. Но мы не ставили перед собой абсурдную цель смешать на одной площадке пьесы Шекспира, ансамбль народной пляски, симфонический оркестр и поп-музыку. Творческая самостоятельность коллективов не ставится под сомнение. Мы не ставили цели сэкономить, допустим, на спектаклях, на гастрольных выездах - их по факту стало больше. Задача в другом - убрать излишние административные звенья, более эффективно использовать помещения, оборудование, целевые бюджетные средства. Первые результаты дают основания говорить о верно выбранном направлении.

Чтобы не быть голословным, приведу ряд цифр и фактов. Сокращено 28 кадровых единиц: генеральные директора, их заместители, главбухи, экономисты. Часть сэкономленных средств пошла на прибавку к зарплате сотрудникам учреждений, часть на оплату труда 12 дополнительно принятых технических и творческих специалистов, в том числе шести актеров. Кстати, за девять месяцев средняя зарплата увеличилась на 14 процентов, к концу года ожидаем 20-процентной планки.

В административном крыле тюменского драмтеатра, построенного в 2007 году, разместили объединенный аппарат управления. Освободившиеся служебные помещения в здании филармонии после ремонта послужат общежитием гостиничного типа для творческих работников. В целом рациональное использование складских, транспортных, офисных площадей позволило сберечь несколько миллионов рублей, прежде тратившихся на аренду помещений в разных уголках города.

В 2013 году в названных выше театрах было 12 премьерных постановок, в текущем году их число достигнет 14. Увеличена с 2,5 до 3 миллионов рублей сумма грантовой поддержки театров. В последние месяцы Театр кукол завоевал главный приз на фестивале в Кирове, тюменский драмтеатр удостоен специального приза на фестивале в Новосибирске, а недавно достойно выступил на фестивале в Санкт-Петербурге. Театральные труппы совершили гастрольный тур по городам Западной Сибири. Тобольские артисты теперь регулярно играют на тюменской сцене, а на их родной сцене прошел международный фестиваль современной драматургии. Оркестр "Золотая труба" показал свое мастерство на Мальте, коллектив "Зори Тюмени" - в Германии.

Подобные примеры могу приводить и далее. Обращу же внимание на синтез искусств и жанров. На Всероссийском фестивале в Перми дипломом первой степени отмечена постановка "Победа одна на всех" - плод совместных усилий театральных и филармонических коллективов, вошедших в холдинг.

Подготовил Анатолий Меньшиков

Комментарии

Сергей Капков, министр правительства Москвы, руководитель Департамента культуры столицы:

- Уважаемые коллеги по театральному цеху! Уважаемый Александр Александрович! Я спешу вас успокоить: в данном случае слово "реорганизация" не синоним словам "уничтожение" или "ухудшение". Наоборот, у небольших театров, у которых даже нет собственных площадей, например, у Московского театра "Варьете", Московского мюзик-холла, Московского театра миниатюр, появляется возможность войти в крупную городскую организацию - творческое объединение "Москонцерт" - и получить новый стимул для творческой реализации.

К "Москонцерту" также будет присоединен Детский музыкальный театр "А - Я", который, вопреки всем разумным требованиям Роспотребнадзора и ГУ МЧС по г. Москве, дает свои спектакли в необорудованном и небезопасном полуподвальном помещении, непригодном для пребывания детей.

Замечу, что "Москонцерт" - творческое объединение с более чем 80-летней историей. В числе артистов и коллективов, в разное время выступавших и выступающих под именем этой организации, - Леонид Утесов и Алла Пугачева, камерный оркестр "Московская камерата" и ансамбль Дмитрия Покровского. В "Москонцерте" наработана своя большая зрительская аудитория, в том числе среди молодежи и пенсионеров, у них большая гастрольная география - коллективы выступают в ГЦКЗ "Россия", Центральном доме журналиста и на других площадках. Поэтому за судьбу театров, присоединяемых к этой организации, можно не волноваться.

Я рассчитываю, что в новых условиях эти театры, наконец, смогут реализоваться и развиваться. Он начнут выполнять свое государственное задание, получат возможность делать качественные постановки на достойных площадках и привлекать нового зрителя. А у сотрудников этих театров появится возможность заниматься творчеством и радовать москвичей интересными программами.

Что же касается театра "Шалом", то в его здании ведется ремонт и планов по реорганизации этого учреждения у нас нет.

Подготовила Алена Карась

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе