Танго с судьбой

Гастроли Казанского драматического театра имени Качалова открылись в Ярославле спектаклем «Пиковая дама». Если быть точнее – театральной фантазией. Так определил жанр постановки её режиссер и директор театра Александр Славутский. И действительно – русская классика в исполнении казанского театра стала как будто ещё многогранней, обрела новые смыслы.


Спектакль открывается изящной призрачностью. Сквозь многослойные стеклянные декорации (которые, то поднимаясь, то опускаясь, изображают и окна, и двери, и перегородки комнат) виднеются роскошные наряды дам и кавалеров, начинающих сценическое действие балом-маскарадом.


В фокусе внимания зрителя, вопреки Пушкину, оказывается не Германн, а графиня Анна Федотовна, чей образ выходит за грани произведения-первоисточника, расширяя горизонты повести. Анна Федотовна, по слухам, обладающая тайной трёх карт, уже не просто отжившая свой век ворчливая старуха, отравляющая жизнь юной воспитаннице Лизавете Ивановне. Её образ, явно доминируя, привносит в спектакль и комедию, и трагедию. Не случайно на пресс-конференции, посвященной открытию гастролей, директор театра Александр Славутский отметил, что его главная задача — заставить зрителя смеяться и плакать, сделать человека счастливым, пусть и ненадолго.


Старая графиня живёт прошлым. Её настоящая жизнь осталась далеко позади, на пышных балах с прекрасными кавалерами, готовыми ради неё на всё. Её жизнь осталась в Париже, в светских салонах, где она покоряла сердца. Где было много фальши – и пусть, главное – там была её жизнь, её любовь, её молодость. Прошли годы, и всё исчезло, но графиня продолжает жить, как будто всё осталось, как прежде: одеваясь, как шестьдесят лет назад, интересуясь, как поживают её подружки, которые давным-давно умерли. В отличие от пушкинской версии, где Анна Федотовна относится к смерти подруг равнодушно, в спектакле она тяжело переживает эти известия, и, оставшись одна в спальне, начинает вспоминать молодые годы. И тогда, мгновенно перевоплощаясь из горбатой трясущейся старухи в светскую львицу, кружится в танце с галантным кавалером. Но вот танец подошёл к концу, и перед нами снова реальность. Всё это – только прошлое — его уже не вернуть. Анна Федотовна сотрясается от рыданий и зовёт Лизу, но тут появляется Германн. И даже смерть графини приобретает совсем иной оттенок – она испускает дух не от испуга перед пистолетом и угрозами Германна, она смотрит в глаза времени и умирает под тяжким грузом памяти о давно минувших днях, которые мгновенно пронеслись перед её угасающим взором, как потерянный рай.


Германн предстает перед зрителем как часть всеобщего маскарада, который лейт-мотивом проходит через весь спектакль, врываясь в действие под звуки танго аргентинского композитора Астора Пьяццоллы. Простой, механистичный танец актеров в ярких кринолинах и изящных, замысловатых масках изображает яркую и бесчувственную, лживую и прекрасную сущность светского общества.


И в этом обществе действует по-немецки расчётливый Герман, чувствительный только к деньгам, алчно следит за понтирующими. Он никогда не брал в руки карт и отчаянно подавляет в себе эту страсть, наблюдая за тем, как в карточной игре с лёгкой руки случая одни остаются нищими, а другие приобретают богатство.



Фото Маргариты Белозеровой


Для того, чтобы сломать Германна, оказалось достаточно сплетни о трёх картах, которые будто бы знает старая графиня. Зритель видит, как нервничает Германн перед своей первой игрой, как после выигрыша его руки перестают трястись, как развязно теперь он закидывает ноги на стул и ждет. Но всё напрасно. Случай сыграл с ним злую шутку, танго с судьбой превращает его в сумасшедшего.


Карты, кринолины, стеклянные перегородки, маски и фейерверки, тонко обрамляющие сценическое действие со вкусом и без излишеств, стали настоящим украшением спектакля. Икона, птица в клетке, книги, часы, пудреница, которые приносят графине – символизируют собой остатки быта, который она так стремилась удержать. Сценография заслуженного деятеля искусств России, народного художника Татарстана Александра Патракова детальна, предметна, декоративна, сравнима с художественным миром Владимира Набокова.


Фото Маргариты Белозеровой


Премьера сценической версии «Пиковой дамы» Александра Славутского состоялась на международном театральном фестивале в Марселе. Следующий спектакль, который представит казанский театр на ярославской сцене, тоже принимал в нём участие: мюзикл в двух действиях «Скрипач на крыше» зрители Волковского театра увидят на сцене 13 октября. Гастроли Казанского драматического театра только начинаются.


Imenno.ru

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе