На этот раз сезон открылся эскизом спектакля «Где ты?» в постановке Дениса Азарова. Литературной основой спектакля стала «эмигрантская пьеса» с одноимённым названием. Она была написана в этом году молодым российским драматургом Даной Жанэ.
Эскизная постановка, сделанная всего за 4 дня, лишь слегка затронула сюжетные линии пьесы. Эмиграция как проблема осталась за пределами сцены – остались лишь образы нескольких персонажей, которые однажды покинули Россию, чтобы вернуться или не вернуться назад.
Подлинной причиной психологической драмы каждого видится вовсе не отъезд или возвращение – это был только повод, отправная точка внутреннего конфликта. Их всех терзает одиночество, невозможность найти в мире «ближнего своего» или место для самого себя.
Где я? – этим вопросом открывается каждый из эпизодов постановки.
Наиболее приспособленный персонаж, Лео, успешно вписал себя в суматошный круговорот жизни заурядного обывателя. Он работает в фирме отца. У него есть дочка Ева и тысяча галстуков разных цветов. Этот круг тесен, но возможно ли покинуть его? Жизнь обвилась вокруг шеи тугой петлей галстука, и дальше – ничего, ничего нет. Никого и нигде.
Что в результате? Жизнь не состоялась — ни в России, ни за её пределами. Каждый безвозвратно утратил что-то единственно ценное или осознал невозможность новых обретений. Как писал Жан-Поль Сартр, у человека в груди дыра размером с Бога, и каждый заполняет ее по-своему. Герои спектакля полны собственной пустотой. Они ищут, но не могут найти в жизни достаточно содержания. Они бегут от пустоты, но и сами взращивают её в себе.
Как говорят, хорошо там, где нас нет, — и Саша, вернувшись в Россию, видит один и тот же сон – как она снова в Париже, работает нянечкой, играет с чужими французскими детьми, которые давно о ней забыли…
Серж вспоминает, вспоминает, вспоминает… но ему не за что зацепиться. Нет цели, нет направления, чтобы сделать шаг — и человека, который помог бы ему перешагнуть ещё один день. Быть может, когда-нибудь… Но нет, никогда. С хлопком и красными брызгами пуля разбивается о висок.
И эта пуля из пейнтбольного шарика, и истерика с метанием кувшина с салатницей, и унылое завывание баяна, временами превращающееся в монотонный писк кардиомонитора, — Денис Азаров за считанные часы репетиций сделал постановку “Где ты?” не только цельной, но и остросовременной по приёмам, разнообразной по средствам выражения эмоций героев. У каждого героя — своя символика, особый ритм сценического движения. Разумеется, велика здесь и заслуга артистов театра — Александры Чилин-Гири, Анны Ткачевой, Сергея Яковлева, Владимира Киммельмана. Полуимпровизационный эскиз в их исполнении смотрелся как слаженная и отработанная постановка.
Как и предыдущие экспериментальные работы Центра Треплева, эскиз “Где ты?” имеет большой шанс вырасти в полноценный спектакль. Этот путь уже прошли “Бабаня”, “Двое бедных румын, говорящих по польски” и другие постановки.
Фото Всеволода Шапошникова
Imenno.ru