Талисман Могучего

Как БДТ отпраздновал свое 100-летие.
Век жизни в искусстве БДТ - это событие для национальной культуры.
На торжественном вечере в честь 100-летия БДТ врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов вручил ветеранам театра Алисе Фрейндлих, Олегу Басилашвили и Георгию Штилю высшую награду города - почетный знак "За заслуги перед Санкт-Петербургом". Остальные награждения еще впереди. 
Фото: РИА Новости


Особенно, когда его празднуют на таком подъеме. Андрей Могучий в соавторстве со Светланой Щагиной, художником Александром Шишкиным и режиссером Виктором Крамером придумали незабываемое по изобретательности и насыщенности действо.


Оттого так стремительно и легко он с Шишкиным возвели по всему театру настоящие баррикады, напоминающие эпоху военного коммунизма, башню Татлина или декорации Натана Альтмана. Фанерные стены из сосны рассекают декор старинного театра, сначала влекут вас к вершине башни - роскошной люстре, а затем углом врезаются в голубую обшивку зала, нависая над партером.

То, что БДТ родился как театр благодаря Александру Блоку, для создателей юбилейного торжества оказалось очень важным. Кажется, что сухой и яростный огонь художественного максимализма, опаливший революционное начало БДТ, а затем озаривший эпоху Товстоногова, вновь загорелся здесь пять лет назад, когда в театр пришел Андрей Могучий. Не случайно одним из первых на подмостки вышел Евгений Миронов, чтобы от имени Блока рассказать о миссии театра, о том, как великий поэт рассаживал публику в шинелях и в беспокойстве об их удобстве придумал приделать к спинкам кресел петлю для винтовок - чтоб не мешали аплодировать. Через два года вера в революционную справедливость оставила его навсегда. А он оставил мир, в котором ему больше нечем было дышать. Гроб поэту сделали в любимом его театре.

В полтора часа авторы действа успели вместить всю 100-летнюю историю театра, и даже больше - со времен страшного и романтического графа Антона Апраксина, сначала командовавшего расстрелом рабочих и их жен и детей, а затем на месте сгоревшего Апраксина двора построившего великолепное здание с голубыми стенами и бархатом, а еще - самый большой в Европе аэростат, правда, так и не взлетевший. Он все-таки полетит над залом - в виде огромного прозрачного ребенка в самом финале действа, образа будущего БДТ.

Алиса Фрейндлих, символ и голос города на Неве, настоящий талисман Могучего, первой из корифеев театра протянувшая ему товарищескую руку, будет читать блоковское "Девушка пела в церковном хоре" о тех, кто уже не придет назад, и это станет реквиемом не только блокадному городу, но и тем, кто составил славу знаменитого театра.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, кровно связанный с БДТ, расскажет о его великих художниках, которым нет числа - от Мстислава Добужинского и Александра Бенуа до Натана Альтмана, Юрия Анненкова, Кузьмы Петрова-Водкина, Бориса Кустодиева, Николая Акимова и Эдуарда Кочергина. А также о том, что "Эрмитаж" вместе с БДТ станет коллективным куратором Венецианской Биеннале этого года.

Лев Додин поделится размышлениями о театре Товстоногова, о том, каким авангардным и острым был этот театр, как вспыхивал перед началом его революционного "Горя от ума" эпиграф из Пушкина - "Черт меня дернул в России родиться с умом и талантом" - и как ясно прочитывались там цитаты из недавнего "врага народа" Всеволода Мейерхольда.

Но среди многих образов и голосов этого вечера, едва ли не самым запоминающимся станет диалог Олега Басилашвили со своими еще живыми и уже ушедшими коллегами. Он озвучит немые кадры хроники БДТ, сделанные во время репетиций "Трех сестер". Точно живые зазвучат в его исполнении голоса Товстоногова и Копеляна, Лаврова и Трофимова, Дорониной и Шарко. А потом Могучий попросит выкатить ему коляску, ту самую, которую качал в спектакле Товстоногова его Андрей Прозоров. И Басилашвили прочтет монолог несостоявшегося чеховского профессора. И финал пьесы о тех, кто ушел навсегда. И щемящее чувство протекающего на наших глазах времени с его памятью, с его прошлым, настоящим и будущим заполнит грандиозную инсталляцию, частью которой станем мы все - зрители и актеры, чиновники и художники.



Взгляд из зала

Сергей Степашин, председатель правления Российского книжного союза:

Я как коренной ленинградец считаю БДТ легендарным театром. Пьесы БДТ - лучшее, что я видел мальчишкой, когда ходил туда вместе с бабушкой. Это и "Горе от ума", и "Три сестры" с Татьяной Дорониной, и "Макбет" с Алисой Фрейндлих... Меня связывает крепкая дружба с Олегом Басилашвили и художественным руководителем БДТ Андреем Могучим. БДТ остается для меня храмом искусства. Я против того, чтобы на сцене БДТ играли авангардные постановки - для этого есть другие сцены.


Наталия Дементьева, член Совета Федерации РФ:

Мое знакомство с БДТ произошло в 1958 году на спектакле Товстоногова "Когда цветет акация". До сих пор помню сцену, в которой Кирилл Лавров, сидя на спинке стула в клетчатой ковбойке, читал письмо своей возлюбленной. Спектакли Товстоногова лучше учебников объясняли нам, как жить, как относиться к окружающим. Я бываю в БДТ. Удивительно, что раньше театр с такими талантливыми актерами не имел сцены для экспериментальных постановок. Сочетание опыта и молодости в БДТ дает хорошие результаты.

Автор
Текст: Алена Карась
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе