«Так-то да» больше нет. В афише Театра на Спасской

В Театре на Спасской в последний раз показали спектакль о Кирове и его жителях «Так-то да». В свое время его появление стало для Вятки событием. Причем не только культурного масштаба. Как и «закрытие»...

Обычно творческие люди слово «последний» недолюбливают. Некоторые, например, демонстративно заменяют его на «крайний» - в расчете на то, что последний раз все-таки не станет последним. Хотя с «Так-то да» всё решено окончательно: 7 февраля Театр на Спасской показал свой самый обсуждаемый (за последние лет десять - точно) спектакль в последний раз и в афишу его уже не вернет.

История появления «Так-то да»  в репертуаре театра читателям «ВК», наверняка, известна. В 2009-м в Кирове высадился десант представителей модного творческого объединения «КультПроект», чтобы провести у нас лабораторию «Живому театру - живого автора». В планах гостей значилось на конкретном примере продемонстрировать, что такое документальный театр и то, как он делается.

Четыре драматурга - Александр Родионов, Саша Денисова, Максим Курочкин и Люба Мульменко - отправились просто гулять по Вятке. На улице подходили к случайным прохожим, включали диктофон и задавали вопросы. Общались со всеми подряд - от клиентов центра занятости до посетителей музеев и даже питейных заведений. В итоге - из записанных больших историй и обрывков фраз - получились наброски будущего спектакля.

Премьера состоялась в июне 2010 года. Как принято говорить (а так оно и было на самом деле), постановка не оставила никого равнодушным. Хотя и разделила зал поровну: на тех, кто после «Так-то да» решил объявить театру «бойкот», и на тех, кто пообещал себе пересмотреть постановку Бориса Павловича снова, захватив за компанию кого-нибудь из приятелей или родственников.

Первым не понравилось, что со сцены проскальзывала непечатно-«нетеатральная» лексика и то, какими малопривлекательными и зашоренными получились герои спектакля - кировчане. Вторые (те, кто остались довольны спектаклем) оценили специально написанную к постановке музыку, живые картины от художницы театра Елены Авиновой (прямо с планшета, по которому она водила карандашом, всё «транслировалось» на огромный экран) и, наверное, видение города вообще.

Самый первый и самый последний показы спектакля сопровождались коллективным обсуждением увиденного. Причем число зрителей, готовых поговорить, на финальном показе оказалось существенно больше, чем в самом начале: если в 2010-м осталось от силы процентов двадцать публики, то в феврале 2013-го - все девяносто.

Режиссер Борис Павлович, заняв место, освободившееся после кого-то из «кирово-чепецких парней» - героев «Так-то да» (рядом с оставленной все теми же персонажами пивной бутылкой), призвал публику подкинуть новые идеи для будущего спектакля о Кирове и кировчанах.

Зрители живо откликнулись, потребовав рассказать театральным языком о «вятских хипстерах - людях с электронными книгами под мышкой», о «засекреченных женах депутатов» и о том, что «в городе есть богатая история, дымковская игрушка и васнецовские мотивы». Конечно, высказались и о «закрытом» спектакле. Опять-таки разделившись пополам. Одни радовались, что «Так-то да» покидает афишу. Ведь «Киров за последние три года сильно изменился в лучшую сторону», «уже не такой депрессивный, каким получился в постановке» и «даже прохожих с пивом на улицах стало меньше».

Другие выступавшие призвали главрежа Театра на Спасской пока не закрывать спектакль, ведь «постановка сумела выйти за рамки Вятки и рассказывает не только о нашем городе, но и о любом другом областном центре России». Автором последнего утверждения стал молодой человек, сообщивший, что в Кирове он в гостях, а вообще живет в Воронеже. Павлович слушал добрые слова явно с удовольствием, но за улыбкой на лице все-таки читалось: «Так-то да» публика больше не увидит. Как говорится, уходя - уходи. Закрывая - закрывай...

"Вятский край"

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе