Табаков считал: будущим управлять нельзя, но можно его готовить

"Табакерке" исполняется 35.
ОЛЕГ ТАБАКОВ.
ФОТО: МИХАИЛ ГУТЕРМАН


1 марта исполняется 35 лет Московскому театру Олега Табакова, или «Табакерке». Желающие уточнить его точную дату рождения сталкиваются с некоторыми трудностями. Дело в том, что появился на свет этот необычный коллектив гораздо раньше, чем получил свидетельство о рождении.


В середине 70-х актер Олег Табаков решил обзавестись своей студией, в 1978-м получил подвал на Чистых прудах, где хранился уголь, вместе с учениками привел помещение в порядок. Официально театр под руководством Олега Табакова был узаконен в 1986 году. 1 марта 1987 года там сыграли первый спектакль «Кресло» по повести «ЧП районного масштаба» Юрия Полякова. С него и пошел отсчет. На спектакли невозможно было попасть, а подвал стал прибежищем неслыханной свободы, где возможно было то, что казалось невозможным.



Олег Табаков

— Ремесло наше похоже на солдатское: что бы с тобой ни было, выполни поставленную задачу. И чувствуй рядом товарища. Наше дело коллективное: помни, что успех театра, спектакля зависит от успеха всех твоих друзей. Сам ты отвечаешь не только за себя, но и за них. И как бы тебе ни хотелось самому особенно понравиться публике, помни: ты здесь не один.
«Юность», 1979

— Актер, если он одарен, существо честолюбивое. Если это не так — все бессмысленно. Ибо вне успеха не рождается внутренняя свобода, и одну из своих главных задач я вижу в том, чтобы обеспечить молодым людям первый успех. Знаете — «дайте, дайте первую удачу, пусть в себя поверит человек!» Так должно быть. Нужно дать стартовую скорость.
«Петербургский театральный журнал», 2009


— В старом Художественном театре, если вы помните, любили Ибсена. И любили фразу одного из его героев: «Юность — это возмездие». Так вот театр-студия «Современник», родившийся в 1956-м, после Сталина, был своего рода возмездием тому Художественному театру. Если это помнишь, то что-то делаешь, чтобы самому организовать это «возмездие», направить в дело его позитивный заряд. Будущим нельзя управлять, но готовить его — мы обязаны.
«Новая газета», 2014

— Форма полемики с режиссерским театром может быть разной. Для меня она в том, чтобы воспитать актеров, способных бороться с режиссерским театром, сопротивляться его подавляющей авторитетности. К тому же мои ученики должны быть достойными людьми — интеллигентными, любящими свою землю, свой народ, душевно и профессионально состоятельными.
«Театр», 1985

— Играть! Что может быть лучше, когда при мысли о своей работе говоришь «ах»? Когда сердце, по словам поэта, «маленьким боксером» стучит в груди? И не дает покоя…
«Московский комсомолец», 1982

— Тяга к молодежи, к этим пытливым умам была у меня всегда. Желание отдать ребятам свой опыт, все, что накоплено. Всего себя.
«Московский комсомолец», 1982

— Я думаю, что нужен театр, который следует тем рецептам, которые были выписаны Станиславским и Немировичем-Данченко. А основной рецепт, главный, записал эфиоп, который «наше все»: «Над вымыслом слезами обольюсь». Очень мало способных обливаться над вымыслом слезами. Думаю, процентов двенадцать в нашем театре. Не больше, а то и меньше.
«Московский комсомолец», 2014

— На мой взгляд, театр — это одно из последних прибежищ романтики. Сказки. Называй как угодно. Оживают там какие-то атомы счастья… веры… чуда… Такое предчувствие «дива дивного» есть еще, пожалуй, в цирке. Я это почувствовал в детстве, и желание найти самому это диво привело меня сначала в драмкружок саратовского Дворца пионеров, а позже — в Москву.
«Московский комсомолец», 1982

— Вашему поколению могу сказать одно: отрекаться от фальши. Где фальшь, там нет профессионализма. Профессионализм — вот достоинство в любом деле. А когда руку набиваешь на фальши, то волей-неволей приходишь к дилетантству, тогда и хорошее дело, стоящее, не спасет тебя.
«Московский комсомолец», 1982

— Мне всегда казалось, что слова «нет, весь я не умру…» — это тьфу, пафос, патетика. Оказалось, нет, это реально. Меня не будет, но будет Вовка Машков, Женька Миронов, будет Андрейка Смоляков, Миша Хомяков, Дуся Германова, да и эти, мои нынешние ученики, будут. Нет! Я родился, у меня земля, на которой я родился, есть. Ты будешь смеяться, но я люблю эту землю.
«Собеседник», 2014

— Я скажу о русском искусстве. Русское искусство дает, вернее, всегда оставляет желание жить дальше. Лучше Льва Николаевича Толстого не скажешь: «Назначение искусства — полюблять жизнь». «Полюблять» — это не значит просто описывать, но реально глядеть на нее… Помните, «Сотри случайные черты, и ты увидишь: мир прекрасен». Ведь большего чуда, чем жизнь, у нас с вами не будет».
«Московский комсомолец», 1982


ВЛАДИМИР МАШКОВ.
ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА ТЕАТРА


Владимир Машков

Нынешний худрук «Табакерки» о своем учителе.

Первая встреча

— Первая встреча с Олегом Павловичем у нас произошла на экзамене. Меня с первого тура сразу отправили на третий. Была очень большая аудитория. Я начал читать, буквально сказал по три-четыре фразы из каждого произведения, и он прекратил прослушивание. Я был принят. Олег Павлович на прослушивании был достаточно холоден, конкретен. Это был первый набор Табакова в Школе-студии МХАТ, он был уже известен как большой педагог, и мы все мечтали попасть к нему на курс. Это был 1984 год. Олег Табаков тогда уже был Мегазвезда, великий артист, любимый артист.  



Совместная работа на сцене

— У нас была очень радостная совместная большая работа, которая называлась «Двадцать минут с ангелом». Репетировал с нами Валерий Фокин. Это было невероятной радостью — Олег Павлович очень веселил меня и всех окружающих, а я старался веселить его. У нас там была такая сцена: мы лежали валетом в одной кровати, пристраивались. Я его все время «утрамбовывал», а он все время шалил. И я был уверен, и мне это очень нравилось, что он будет непредсказуем в каждой сцене, чем и я хотел ему отвечать. Это была такая выстроенная, но абсолютная импровизация: мы знали, что у нас есть определенное пространство. Я находился с Мастером на сцене и должен был ему соответствовать. Моей главной задачей было сделать это пространство достойным.



Качество, которому научился

— Я навсегда усвоил, что в артисте обязательно должна присутствовать энергоемкость, он должен быть безжалостным к себе в моменты нахождения на сцене, абсолютно безжалостен, не оставлять ничего на послезавтра. В этой энергоемкости нужно найти точное следование предлагаемым обстоятельствам — то есть соединить энергию, постоянно выделяемую и душой, и чувствами, с верой в предлагаемые обстоятельства. Но для этого, если ты не только актер, но и режиссер, нужно еще одно высочайшее качество, которым обладал Олег Павлович, которое так или иначе сейчас мне пригождается больше всего, — выдержка. Психика артиста может быть расшатана, она подвижная, это было свойственно и моей натуре — очень яркое моментальное проявление себя, и нужно было пройти большой путь, чтобы в нужные моменты научиться сдерживаться.

Самая важная фраза

«Вова! Я люблю тебя! И хочу, чтобы ты реализовался полно и интенсивно. И тебе, и людям будет хорошо» — дарственная надпись Олега Табакова на его книге «Моя настоящая жизнь».

Автор
ОТДЕЛ КУЛЬТУРЫ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе