Спектакль о русской душе

11 июня спектакль Севастопольского академического русского драматического театра им. А. В. Луначарского «Анна Каренина" будет показан на главной сцене музея-усадьбы Льва Николаевича Толстого «Ясная Поляна» в рамках театрального фестиваля "ТолстойWeekend".

Ведущие театры страны представят свои интерпретации произведений Льва Николаевича Толстого и других авторов, чьи произведения созвучны творчеству писателя. Участники фестиваля - Московский академический Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Московский академический театр им. Вл. Маяковского, Центр имени Вс. Мейерхольда, театр«Балтийский дом» из Санкт-Петербурга. В «Толстой Weekend» также примут участие и известные деятели искусства из других странЭтот представительный ряд говорит о том, что Севастопольский драматический театр, возрожденный после возвращения Крыма в состав России, его новым главным режиссером Григорием Лифановым, становится одним из видных и значительных участников современного театрального процесса.

Спектакль «Анна Каренина» Севастопольского театра с большим успехом прошел в мае на сцене Волковского театра, в ходе небольших, но ярких гастролей - и вызвал горячие отклики зрителей.

Сегодня «Культурная Эволюция» предлагает читателям размышления о спектакле театрального критика Маргариты Ваняшовой.

«АННА КАРЕНИНА» - СПЕКТАКЛЬ О РОССИИ
И РУССКОЙ ДУШЕ

Вокзал - несгораемый ящик
Разлук моих, встреч и разлук....

Борис Пастернак

Вокзалы - наши несгораемые ящики. Встреч и разлук. Искусство пересекается с жизнью, резонирует и вибрирует, отзываясь вибрациями в зрительских сердцах. Лифанов поставил сильный, лирический и философский спектакль о России и русской душе, в которой любовь побеждает все катастрофы, утверждая самостояние и страстное чувство даже через смерть....

«Есть люди, - писал в конце 30-х годов Георгий Иванов, - способные до сих пор плакать над судьбой Анны Карениной. Они еще стоят на исчезающей вместе с ними почве, в которую был вкопан фундамент театра, где Анна, облокотясь на бархат ложи, сияя мукой и красотой, переживала свой позор. Это сиянье почти не достигает до нас… Скоро все навсегда поблекнет. Останется игра ума и таланта, занятное чтение, вроде "Трех мушкетеров"... Георгий Иванов был прав - он обостренно видел наступление эры другого искусства, где сталь и железо цивилизации перекричат человеческую душу, а «бархат ложи», «мỷка» и «красота» покажутся отвлеченными понятиями.. И все-таки он был неправ, поскольку люди готовы до сего времени плакать над судьбой Анны Карениной. Странная магия «Анны Карениной» - в космическом охвате души как вселенной как желанного и бесконечного вместилища любви. Число экранизаций все растет, и зрители лелеют созданным собственным воображением образ Анны, которую боготворят за ее любовь. Публика раскупила билеты на севастопольскую «Анну Каренину» за месяц до приезда театра.

…Из глубины сцены на вас надвигаются сразу три паровоза - свет слепящих прожекторов нестерпимо бьет в глаза….

Три ярких глаза набегающих.
Нежней румянец, круче локон,
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…
Так мчалась юность бесполезная
В пустых мечтах изнемогая,
Тоска дорожная, железная,
Летела, сердце разрывая…

Постановщик "Анны Карениной" Григорий Лифанов и сценограф Ирина Сайковская реализовали в спектакле столь тесно связанные с Толстым метафоры вокзала и железной дороги. То, о чем так пронзительно скажет Александр Блок в стихотворении «На железной дороге». Портрет России в спектакле Лифанова – картина движущегося времени, вокзал самой истории, с лязгом тяжелого чугуна, сцепками вагонов, дымами паровозных труб, суматохой перрона. Встречами и расставаениями. России - с ее катастрофизмом и страстью, раскаленностью порывов души и срывами в пустоту.

Смерть на железной дороге – знак великого пророчества и глубинный образ России. Когда поезд перекричал человеческую душу, когда паровоз похоронил человеческий голос? «Мы надорвались, …выкричали душу, и из опустошенной души вырывается …разрушающий, опустошительный смех», -сокрушался Блок («Стихия и культура»). Предвестие и предчувствие российской грядущей катастрофы случилось уже в «Анне Карениной». Блок, объединяя мотивы «Воскресения» и «Анны Карениной», уплотнил стихотворение до обобщенного трагедийного русского романа, герои которого так или иначе оказываются под колесами истории.


Анна - Наталья Романычева

Лейтмотивом в постановке Григория Лифанова проходят знаменитые слова из романа: (Il faut le battre le fer, le broyer, le petrir..., - «Надо ковать железо, толочь его, месить его»). Эти слова попеременно произносят Анна, Каренин, Вронский… Ковать, толочь, месить….. Когда-то в вагоне поезда завязалась любовь Анны и Вронского. Но человек, раздавленный вагонами поезда в самом первом эпизоде спектакля, преследует Анну в кошмарных сновидениях на протяжении всей ее истории. «Железо любви» оказалось возможным не ковать, а месить… Толочь и месить железо – толочь человеческую душу, превратить человека в месиво… Толстой написал поразительно смелый роман о гибели красоты как о гибельной судьбе России.

Чехов удивлялся художественной смелости Толстого: "Вы только подумайте, ведь это он, он написал, что Анна сама чувствовала, видела, как у нее блестят глаза в темноте!.. " В Анне Карениной – Наталье Романычевой есть этот магический блеск глаз! Зрителей притягивает не только увиденный Толстым ошеломительный завиток волос на шее, ее удивительные волнистые вьющиеся волосы, раскинувшиеся по спине, в ней есть, если не пожар страсти, то нечто схожее. Есть захватывающая зрителей смена состояний - от высшего счастья любви, в ее полете и воспарении до сомнений, разочарований, отчаяния, гибельности.....

ЧТОБЫ БЫТЬ ТАМ, ГДЕ ВЫ….

Спектакль Григория Лифанова Лифанова поднят над бытом, противостоит «железу» и погружен в иную сферу, в иную среду, скорее, поэтического свойства. Сценограф Ирина Сайковская в центр сцены выдвинет фонтан – с бронзовыми фигурами музыкантов, склонившихся над своими инструментами. Каждый из них ведет свою партию, и в то же время видишь, как потускнели скульптуры, как их покрыла патина времени, как заглохла былая музыка. Время от времени кажется, что они оживают где-то возле кулис, шевелятся, появляясь в толпе, разминают пальцы, и звучит музыка.. Самым удивительным музыкантом станет в этом спектакле Сережа (Митя Махонин) с маленькой детской скрипкой в руках и первыми еще робкими мелодиями. Он играет на скрипке наивно и безыскусно, и эта мелодия детства станет самой чистой мелодией спектакля.

Поэтический мир возникает еще в первой сцене вокзала, в сценах на катке, где наше внимание отдано чудаковатому и неловкому Левину (Александр Аккуратов), среди скользящих пар в шубе и шапке он выглядит на льду нелепо, скользит и падает. Его намерения покорить сердце Кити столь же неустойчивы, Кити ему отказала, выбрав Вронского. Так завяжется эта история. И будет большой пышный бал, где Вронский забудет о Кити, не пригласив ее на танец. Знакомый, почти онегинский мотив. В вальсе закружатся Анна и Вронский. Вальс, объятья мелодии захлестнут обоих с головой. Каренин жестоко обманут


Анна – Наталья Романычева, Каренин – Виталий Таганов

Ведущая линия спектакля Каренин- Анна - Вронский. На вокзале случится то, что называют искрой, воспламеняющей чувство. Как будто случайный взгляд, движение, поворот головы, поразит, обожжет Вронского. И вот Вронский – Николай Нечаев, - не осознавая, что с ним произошло, идет неверной походкой следом за Анной, дышит ей в затылок, встречая неприязненный взгляд Каренина и не отступая от Анны ни на шаг. Он станет находить мыслимые и немыслимые поводы, чтобы быть рядом с ней. И сам будет не в состоянии понять это необъяснимое притяжение. До той поры, когда неудержимая радость, сияющее оживление, не озарит Анну - Наталью Романычеву, не вовлечет и нас в водоворот этой оглушительной страсти. Влюбленных бросит друг к другу с невероятной силой!

— Зачем вы едете?

— Зачем я еду? — спрашивает Вронский, глядя прямо в ее глаза. — Я еду для того, чтобы быть там, где вы, — я не могу иначе.

Это чеканная, ритмизованная поэтическая проза. Так чувствовать любовь может только гений Толстого. И в спектакле фразы Вронского – Нечаева звучат как стихи.


Анна – Наталья Романычева, Вронский – Николай Нечаев

Противостояние, которое остро передает Лифанов в спектакле – конфликт между клокочущим и гудящим, как рой разъяренных пчел, лицемерного светского общества, осуждающего Анну, и внутреннего мира Анны. Конфликт между чувственной природой Анны и ее обостренной совестью.

В спектакле Лифанова, как и в романе, героиня близка Толстому, автор не помышляет о том, чтобы осудить Анну, она родственна внутренним устремлениям читателя и зрителя, утверждением своей позиции, своего чувства, не признающего выморочных суждений света. Светский мир и Анна – по разные стороны границ… Вронский в этом противостоянии не становится истинной опорой для Анны, и здесь истоки грядущей трагедии.

СЧАСТЬЕ ПРОЩЕНИЯ

Каренин Виталия Таганова покоряет мужской силой, особой сдержанностью и благородством. Самое сложное для актера – сыграть не любовь, не страсть, которые явлены в нем столь сущностно и ярко, а глубоко скрытое страдание покинутой, оставленной души, спасение которой он видит разве что в законе. Но и закон не спасение. И тогда Каренин решается сделать заложником своей правоты маленького Сережу. Он отбирает сына, своего сына – у матери, причиняя ей и мальчику жесточайшую боль, зная, на какой шаг он решился. Он сам переживает такую же неимоверную боль.

Самый юный актер в этом спектакле – Митя Махонин. Воплощение той достоевской «слезинки ребенка», на которой нельзя построить никакое и ничье счастье. Когда Каренин забирает с собой мальчика, Сережа кричит отчаянно и пронзительно: - Мама-а! – кричит из всей силы своей детской души, протягивая к матери руки. Сердце Анны разрывается так же, как и сердца зрителей в зале. Кто-то может упрекнуть в излишнем мелодраматизме даже не театр, а самого Толстого. Однако театр акцентирует взгляд на жесткости Алексея Александровича Каренина.


Анна – Наталья Романычева, Каренин – Виталий Таганов

Виталий Таганов играет Каренина, любящего Анну больше самой жизни. Каренин мучается, жаждет мстить Вронскому, желает смерти Анне… В Таганове мы не увидим ни умиленного сострадания, ни жалости к ней… Но он продолжает любить Анну, пылко и безоглядно.

Один из самых сильных эпизодов спектакля – встреча Вронского и Каренина у постели умирающей Анны, когда наступают последние минуты ее жизни.

Бывает разное счастье. Толстой написал о редчайшем виде счастья. О счастье прощения. Оно приносит желанное утоление страдания, утишение боли. Его испытывают одновременно – и Вронский, и Каренин. Каренин осуждал, упрекал, ненавидел, теперь его любовь взяла верх над всем. Он любит, он простил - и испытывает грандиозное счастье. Каренин Виталия Таганова покоряет мужской силой, особой сдержанностью и благородством. В самый критический момент блеснут осколки слез в его глазах, он велик в эти мгновенья, зрительный зал влюбляется в этого Каренина, ибо он не машина, не механизм, а живой человек и страждущая душа!


Встреча Вронского и Каренина у постели умирающей Анны

В спектакле руки Каренина и Вронского протянуты друг другу над постелью умирающей Анны - и соединены рукопожатием как обет и клятва. Стихает боль в Каренине. Проходит ужас от ощущения близкой смерти Анны у Вронского

И может быть, только поэтому Анна выздоравливает. Энергия прощения, сердечного участия друг в друге, объединив всех троих, пронизала их, как током. Понятно смятение Анны, не покидающее ее, понятно, почему Анна мечется двумя избранниками – тем, кому она отдана законом, - и тем, кого любит всей силою своего сердца.

"АННА КАРЕНИНА" - РОМАН О ПРИРОДЕ ТВОРЧЕСТВА

Перечитываю в который раз "Анну Каренину". И снова вспоминаю недавний спектакль Севастопольского театра.

В романе, как и в спектакле, финал взаимоотношений Анны и Вронского предопределен изначально. Еще тогда, когда Вронский еще ездил к Щербацким, и княгиня Щербацкая (мать Кити) сделала выбор для своей дочери в пользу Вронского - красавец, богат, впереди отличная карьера - блистательная партия! Но Вронский медлит с предложением, он предпочитает личную, индивидуальную свободу, а семья, дети, брак, дом - не для него....Впоследствии, когда роман Вронского с Анной достигнет апогея, когда она - в ожидании ребенка, станет говорить о новой жизни уже в браке - именно с Вронским, - все рассыплется.... Пространство жизни для Анны исчерпано, она начинает раздражать Вронского и становится помехой его жизни.


Анна Каренина - Наталья Романычева

Стоит лишь начать читать "Анну Каренину", оставить роман невозможно. Толстой не отпускает.

"Анна Каренина" - роман в романе. Можно подумать, что это Лёвин, как писатель, как Мастер у Булгакова, пишет роман об Анне Карениной.

Уже Анна наказала себя и своих близких, и Вронский видит то, что осталось от ее искромсанного тела... Толстой думает о том, что остается от искусства, им сотворенного. И продолжает роман. Он не заканчивается смертью Анны. Для Толстого это принципиально важно, хотя роман называется "Анна Каренина". Роман длится и длится.


Анна Каренина - Наталья Романычева

Толстой возвращается к тому, кто обрел счастье - к Левину.

Линию Лёвина режиссер оставляет за пределами спектакля, роман слишком многопланов, чтобы его возможно было перевести в полном виде на сцену. Театр отправляет зрителя к страницам романа.

У Левина - счастливая семья, дом. Дети. Однако Левин, может быть, самый главный несчастливец. Счастье, которого он так долго добивался, свершилось! Кити ответила ему взаимностью. И он возблагодарил небо...- И невероятно - это счастье покидает его медленно и безвозвратно.

Левин не находит ответа на свои глобальные вопросы о бытии, о гармонии, о счастье всех людей на земле, единстве людей и Бога. О предназначении человека. И хочет... - застрелиться, всерьез думает о самоубийстве, это не сиюминутное спонтанное решение. А выношенная идея.

Мир и человек не поддаются преображению..Гармонии в мире – и в душе человека - нет. Ни искусство, ни революции не преобразят природы человека. Толстой завершает роман вопросами, на которые не находит ответа. Нет ответа, ибо проблемы неразрешимы.

Художнику же вопреки всем этим соображениям почти всегда свойственно надеяться и верить. Почти. Но далеко не всегда.

Фото автора



После спектакля.Главный режиссер Севастопольского театра Григорий Лифанов, Маргарита Ваняшова, актриса Наталья Романычева, исполнительница роли Анны Карениной, Митя Махонин - играющий в спектакле Сережу Каренина, сына Анны.

Автор
Маргарита Ваняшова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе