К рыцарю печального образа обратились как минимум три театра: Юрий Еремин перенесет на сцену Российского академического молодежного театра (РАМТ) киносценарий Евгения Шварца, в московском ТЮЗе классического Сервантеса перемешают с «Дульсинеей Тобосской» Александра Володина, а Театр наций и вовсе задумал фантастическое — авангардист Андрей Могучий назвал свою версию Circo Ambulante и пригласил на главную роль Лию Ахеджакову. Тот самый случай, когда сцена смыкается с жизнью: маленькая, отчаянно отважная женщина наконец получила роль, адекватную собственной личности. Остается надеяться, что эту роль Ахеджакова сыграет так же убедительно, как в реальности — всерьез и столь же бесстрашно.
Мы отдохнем?
В наступающем сезоне мы, кажется, отдохнем от Чехова. Отдохнем и от Толстого. И даже от Гоголя. От Пушкина, в конце концов! Но от Достоевского нам никуда не деться — «Бесы» вновь продемонстрируют свою беспощадную актуальность. В начале нулевых, когда великий Анджей Вайда поставил свою версию «Бесов» на сцене «Современника», наши доморощенные «бесы» только начинали свое кружение над русскими просторами. Поэтому предупреждения никто не заметил. Сегодня их настойчивого антилиберального гудения не слышит разве что глухой, «Бесы» снова в почете: свою версию романа уже представил театр на Малой Бронной, своего часа ждут МХТ (режиссер Виктор Рыжаков) и РАМТ (режиссер Александр Доронин).
По-прежнему популярны античные героини и древние сюжеты. На сцене театра имени Вахтангова свою Медею сыграет Юлия Рутберг, трилогию Юджина О’Нила «Участь Электры» ставит на сцене РАМТ его главный режиссер Алексей Бородин, а Кама Гинкас готовит в ТЮЗе неслыханное полотно «Шуты Шекспировы», в котором найдется место всем культовым героям шекспировских трагедий — от Гамлета до Короля Лира.
Битники и протестанты
Бунтарские идеи все равно носятся в воздухе, не услышать их невозможно. Предвыборные стенания тоскующего по настоящему делу электората слышат не только в Кремле, но и в театральном закулисье. И если прошедший сезон завершился «Отморозками» Серебренникова—Прилепина, то наступающий подхватывает эту революционную тему рок-н-ролльной движухой, заряженной химкинским «Антиселигером» и пермской «Пилорамой». На сцене РАМТа Адольф Шапиро готовит первую в России постановку знаменитого «Рок-н-ролла» Тома Стоппарда, посвященного Вацлаву Гавелу. Премьера спектакля обещает стать одним из главных событий сезона еще и потому, что пройдет одновременно с благотворительной акцией «Неравнодушный рок» — фестивалем-концертом в поддержку российских хосписов. Организаторы и участники акции — Артемий Троицкий (он же музыкальный консультант спектакля), Том Стоппард, Юрий Шевчук, Василий Шумов, Михаил Борзыкин, группа «Барто», Вася Обломов — та самая, немногочисленная, но героическая рок-н-ролльная оппозиция, не прогнувшаяся «под изменчивый мир».
Сюжет пьесы Стоппарда — это история чешских рокеров, история интеллектуального бунта, от советских танков 68-го до «бархатной революции» 89-го. Чужая история ложится на наши российские двухтысячные, как скатерть-самобранка: Том Стоппард продолжает делать нашу работу со времен «Берега утопии». Ведь своих историков в театре у нас, кроме Радзинского, нет. Вот и приходится собравшемуся было на пенсию Армену Джигарханяну вновь входить в ту же реку памяти и возвращать к жизни «Театр времен Нерона и Сенеки» в собственном театре.
Рок-н-ролльную тему подхватит и «Современник», предоставивший свою сцену для громкого дебюта — впервые свои силы в театральной режиссуре попробует «анфан-террибль» российского шоу-бизнеса Гарик Сукачев. Пьеса, которую он ставит, называется «Анархия» (а как же иначе?) и рассказывает о стареющих бунтарях, бывших панках и ниспровергателях общественной морали. Там же в «Современнике» появится долгожданная сценическая версия сатирического романа Всеволода Бенигсена «ГенАцид» — о том, какие опасности таит в себе насильное окультуривание народа (режиссер Кирилл Вытоптов), а «Школа современной пьесы» покажет (тьфу-тьфу-тьфу!) предвыборный памфлет Дмитрия Быкова «Медведь» в постановке Иосифа Райхельгауза. Настоящий «подарок» партии жуликов и воров.
После революций
Театры, перенесшие в прошлом сезоне тяжелейшие операции по смене худруков, вступают в период творческой реабилитации. Новый главный режиссер театра имени Маяковского Миндаугас Карбаускис аккуратно обложил себя кружевами русской уютной классики — нас ждут тургеневский «Месяц в деревне» с Евгенией Симоновой и Полиной Лазаревой (внучка старейших маяковцев Немоляевой и Лазарева, уже третье поколение знаменитой династии!) и «Таланты и поклонники» Островского, где будет занята вся звездная часть легендарной труппы. Кроме того, Карбаускис решил оправдать революционное название театра и силами молодых режиссеров готовит амбициозный проект «Новый Маяковский», призванный вернуть знаменитого советского поэта в современный культурный контекст.
Александр Галибин планирует продолжить свою режиссерскую судьбу в «Школе современной пьесы». А Роберт Стуруа, со скандалом снятый с должности главного режиссера тбилисского театра имени Руставели, принял предложение своего давнего российского партнера и друга Александра Калягина стать главным режиссером театра Et Cetera. Римас Туминас встречает юбилейный, 90-й сезон театра имени Вахтангова спектаклем-бенефисом «Пристань» с участием знатных вахтанговцев от Юлии Борисовой до Юлии Рутберг, от Владимира Этуша до Владимира Симонова. «Пристань» — это сонм несыгранных ролей, исполнение актерской мечты, дозволенное лишь во снах и мемуарах.
Хедлайнеры
Главные театральные события прошлого сезона концентрировались вокруг двух-трех имен и двух-трех театров: Константин Богомолов, Кирилл Серебренников, МХТ и «Табакерка», Театр.doc. Михаила Угарова и Елены Греминой, Театр Наций Евгения Миронова. Эта электрическая цепь вновь искрит и манит ожиданием сенсаций. В начале сезона Константин Богомолов выстрелит нестандартным «Королем Лиром» в питерском «Приюте Комедианта» с потрясающей актрисой Розой Хайруллиной в заглавной роли (именно так!), а затем приступит к репетициям забытой, но поразительно актуальной пьесы Набокова «Событие» в МХТ. Там же, в Художественном, Кирилл Серебренников шаманит над булгаковской «Зойкиной квартирой» и параллельно на «Винзаводе» продолжает раскачивать свою «Платформу» современного искусства вместе со студентами уже выпускного курса. Олег Табаков открывает в театре «Седьмую студию МХТ» — своеобразный филиал современной молодой режиссуры с самыми смелыми экспериментами в области драматического театра и сопредельных искусств. Театр Наций вернется в свое историческое здание в Петровском переулке, где первой премьерой станет «Фрекен Жюли» Стриндберга в постановке гения современного европейского театра Томаса Остермайера (в главных ролях Юлия Пересильд и Евгений Миронов). А Михаил Угаров в Театре. doc. приступил к репетициям документальной драмы Елены Греминой, посвященной событиям в Белоруссии. Главным героем спектакля станет поэт и диссидент Владимир Некляев. Театр планирует также сделать спектакль, основанный на материалах судебного процесса над Никитой Тихоновым и Евгенией Хасис, и поставить антиклерикальную пьесу «Язычники» Анны Яблонской, молодой одесской писательницы, трагически погибшей в домодедовском теракте.
Ларина Ксения, «Эхо Москвы»—специально для The New Times
The New Times