Солярис: современно о будущем

Гастрольные постановки – всегда нечто новое и интересное для столицы, зрительский интерес к работам региональных театров не ослабевает никогда. 

Исключением не стал и «Солярис» пермского Театра-Театра – сценическая адаптация одноименного романа Станислава Лема. Как и любой фантастический сюжет, «Солярис» действительно сложно воплотить на сцене таким образом, чтобы зритель действительно поверил и проникся происходящим. И, думаю, можно с уверенностью сказать, что в Перми с этим справились как нельзя лучше. Новаторский, свежий, современный – именно так можно характеризовать этот спектакль.


Все мы помним, спасибо старому фильму Тарковского, сюжет этого произведения – психолог Крис Кельвин прилетает на исследовательскую станцию на планете Солярис, покрытой загадочным океаном, где вскоре с ним начинают происходить странные вещи. Сюжет на самом деле довольно классический – герой, помещённый в непривычную для себя ситуацию. Но обыгран он действительно хорошо, за ним следишь, не отрываясь – он одинаково интересен и тем, кто читал роман или смотрел экранизацию, и людям, не знакомым с первоисточником.


Оригинальные режиссёрские решения становятся основным инструментом повествования. В постановке активно используется световой дизайн, будто бы погружающий зрителя в какую-то совершенно иную, причудливую и непохожую реальность. Голограммы и видеопроекции, показывающие давно умершего героя или создающие атмосферу космического корабля, лазеры, сплетающиеся в немыслимые узоры, становясь то понятными нам сканерами или силовыми полями, то – неосознаваемым масштабным плазменным океаном «Соляриса» – этот стык науки и театрального искусства как нельзя лучше передаёт ту невероятную атмосферу, царящую на космической исследовательской станции. И, более того, такие световые решения переносят не только актёров, но и зрителя, в это неземное пространство – лазеры периодически меняют конфигурацию, проникают со сцены в зал – многие люди, пришедшие на спектакль, старались коснуться лучей, будучи полностью погруженными в эту потрясающую воображение обстановку.

Здесь вообще многое ориентировано на фантазию зрителя, предлагая нам самим дорисовывать всю картину. И Театр-Театр лишь подстёгивает нас к этому, давая множество инструментов нашему сознанию. Так, настроение постановки тоже чувствуется сразу же, давая с первых секунд погрузиться в историю. Зал встречает зрителя звуками низких басов, словно мы летим в космическом корабле. На сцене лежат люди, и их проекции с разных ракурсов отражаются на тканевых экранах-стенах – это создаёт ощущения полёта в невесомости.


Наконец, Кельвин (в исполнении Степана Сопко) – и мы вместе с ним – прилетает на «Солярис». Надо сразу отметить игру актёров – их персонажи живут в реальности, населённой людьми будущего – больше похожими на роботов в своём поведении. Но этому отыгрышу веришь и соглашаешься с ним – «Солярис» и должен быть таким, не похожим на нашу действительность. Это подтверждает нам и основная идея постановки – не пытайся мерить нечеловеческое по человеческим стандартам.

Напряженность на станции мы чувствуем практически сразу – с первых же реплик, с первых же действий персонажей. Все люди здесь ведут себя слишком загадочно, прибывшему новичку ничего не объясняют, предлагая Кельвину – и нам вместе с ним – самому разобраться в происходящем. Поначалу это похоже даже на отлично сделанный ужастик, где пугают не глупыми сиюминутными скримерами, а волнением и постепенно нарастающей тревогой, окружающей персонажей и зрителя. Персонажи-фантомы ведут себя ещё более неестественно, чем герои-люди, ещё больше создавая тревожное настроение и не давая зрителю полностью расслабиться, заставляя ловить каждое мгновение это постановки.


Режиссёрское решение и для артистов весьма оригинально – «настоящие» люди здесь – роли практически полностью драматические, в то время как фантомы общаются по большей части через язык тела – пластику, движения. И тем интереснее и значительнее становится персонаж Хари (в исполнении Анны Сырчиковой), ведь она – единственный фантом, всеми силами старающийся коммуницировать по-человечески.

Спектакль задаёт множество философских вопросов и оставляет приятное послевкусие какой-то нерешенности. Где граница «настоящей» жизни? Что действительно реально, а что – лишь фантом и морок? Что есть божественность и кто такой бог? Каждый персонаж для себя лично находит ответ, но не озвучивает его, предлагая зрителю самому разобраться. «Солярис», несмотря на год написания романа, и сейчас смотрится актуальным, оставляя тем, кто готов внимать, вечные загадки и приоткрывая для нас окошко в совершенно другое, причудливое измерение.

Автор
Екатерина Червякова специально для Musecube
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе