Сергей Пускепалис поставил спектакль о дуэли ангела и черта

Театр имени Федора Волкова представил премьеру комедии "Предстоящее событие" по пьесе Игоря Глинкова "Ангел, черт, проктолог".
Фото: Театр имени Федора Волкова


И пьеса, и постановка - попытка осмыслить классический сюжет "тут дьявол с богом борется, а поле битвы сердца людей" в неожиданной, юмористической манере. Надо признать - абсолютно успешная, без излишнего пафоса и демонизма, но бьющая в цель с точностью стрелков на Олимпийских играх. Видимо, потому что, если снова процитировать Достоевского, "юмор есть остроумие глубокого чувства".


На прием к врачу-проктологу приходит мужчина с жалобами… на мир. Попытка отправить его к психиатру не удается, потому что, по мнению необычного пациента, с тем, что происходит сейчас в мире, не разберется ни один психиатр, тут нужен именно проктолог, ведь этот мир находится "в глубокой з…" Оказывается, к врачу пришел ангел, когда-то бывший обычным человеком со скучной работой и жизнью, но "по пьяни" насмотревшийся мерзости по телевизору, страстно пожалевший и возлюбивший людей, за что и приобрел сверхъестественные способности.

Вскоре к маленькой компании присоединяется третий персонаж - черт, "переформатировавшийся" аналогичным образом - после просмотра телевизора в сильном подпитии. Но в этом случае результат оказался противоположным. И вот эти "заклятые друзья", которые теперь все время вместе и вставляют друг другу палки в колеса, просят проктолога устроить между ними дуэль, чтобы проигравший самоликвидировался.

Два с лишним часа зритель, словно в суде, слушает доводы сторон, и по живой реакции зала становится понятно, насколько материал актуален и востребован. Например, ангел характеризует качество своей работы словами известного политического деятеля "хотелось как лучше, а получалось…", а черт заявляет, что "любовь - это самая жестокая форма дискриминации" и, конечно же, о том, что "люди страшней чертей стали", что иллюстрируется безумными видео из Тик-Тока на заднике сцены.

В итоге проктолог посылает обоих собеседников "с одним геморроем на двоих" в ту часть организма, на которой специализируется, но велит им никогда не расставаться и не давать друг другу что-либо делать.

Мировая премьера этого спектакля состоялась в августе в Донецке и Горловке, куда Волковский театр ездил по приглашению общественной организации "Русский центр" Донецкой Народной Республики в рамках Года русской культуры в ДНР. В Ярославле прошла уже чисто российская премьера.

Участники донецких гастролей сегодня вспоминают, что пересекали границу с внутренней тревогой, ожидая увидеть воронки от взрывов, искореженную военную технику, но увидели цветущие города. Да, с блок-постами и комендантским часом по вечерам, но прекрасные и ухоженные. И самым большим потрясением для ярославцев стало то, насколько обыденно и спокойно люди уже относятся к тому, что семь лет живут в состоянии войны. Они рожают детей, гуляют широкие свадьбы и даже мастерят из остатков разорвавшихся снарядов… металлические розы.

Но люди при этом гибнут постоянно. В Горловке за то время, пока шел спектакль, были, по сводкам, ранены два человека…

Худрук Волковского театра и режиссер постановки Сергей Пускепалис признался, что переживал, придется ли этот материал по нутру зрителям, которые не понаслышке знают, что такое горе, лишения, унижения.

- Не будет ли все это звучать для них излишне пафосно, резко, остро, как-то фальшиво. Но, судя по тому, как зрители в ДНР спектакль принимали, он вынес испытание Донецком и Горловкой, - с удовлетворением говорит Сергей Витауто.

По словам режиссера, актеры Валерий Кириллов (черт), Константин Силаков (проктолог) и Михаил Емельянов (ангел) "блестяще взяли роль, смысл и идею", а поездка в ДНР вдохнула в них и в сам дух этой пьесы "такую жизнь, что по-другому, кажется, уже и не срепетируешь".

Ярославские любители театра это мнение полностью разделили и блестящей актерской, режиссерской и оформительской работе над спектаклем долго аплодировали стоя.

Валерий Кириллов, народный артист России:

- Мы сами порой не осознаем, что постоянно делаем выбор между плохим и хорошим. Мы либо в одну сторону качнемся, либо в другую, либо ангел в нас будет побеждать, либо какие-то иные силы. Какую передачу мы будем смотреть, какую музыку слушать, с какими людьми будем общаться. С самых первых минут пьесы начинается этот выбор. И он продолжается два с лишним часа. Все три героя занимаются тем, что препарируют каждую мысль. Твоя мысль, поступок, движение души - это белый шар или черный на чаше весов? И вот этим спектакль важен и интересен - что заставляет людей думать. Подталкивает к тому, чтобы задуматься о сегодняшнем и завтрашнем дне.

Автор
Текст: Элина Труханова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе