В Волковском театре состоялась долгожданная премьера по пьесе «Тартюф»
«А какой смысл рассказывать про прохиндея? Что таких сегодня много, мы и так знаем», – решил для себя режиссер, народный артист России Александр Кузин и отдал главную роль в своей постановке не обманщику Тартюфу, а Оргону и его семье, сделав акцент на перипетиях отношений между ними.
Для Александра Сергеевича этот «Тартюф» уже второй (первый был много лет назад в Санкт-Петербургском ТЮЗе), а для Волковского театра – третий (пьесу играли в 1944 году, а потом в 1973-м).
Вернуть актуальную во все времена классику на подмостки первого академического планировалось еще в июне.
Однако, по словам главного режиссера театра Евгения Марчелли, спектакль оказался столь затратным, особенно много денег ушло на пышные исторические костюмы, что премьеру пришлось отложить.
Состоявшаяся наконец, она собрала полный зал.
Шикарные платья, камзолы, воздушные декорации – все как будто в классическом стиле, однако прочли пьесу по-новому. Поставив во главу действа Оргона (заслуженный артист России Сергей Куценко), глухого к доводам своих домочадцев и интригам Тартюфа (Владимир Майзингер), режиссер захотел поговорить в первую очередь о ячейке общества.
– Тартюфы – они ведь не меняются, а вот в институте семьи сегодня происходят метаморфозы, – уверен режиссер. – Это история абсолютно современна, она о нас сегодняшних, о том, как ложная идея чуть не разрушила счастливую семью.
В наше время ложных идей тоже предостаточно.
– Все живут, руководствуясь финансовыми интересами, а не чувствами. Я уж молчу про такое большое слово, как любовь, – сокрушается Александр Кузин. – Семьей перестали дорожить, она больше не центр человеческой жизни, а между тем это ведь самое ценное, что у нас есть. Не забывайте, что рано или поздно все уйдет, даже профессия, а родные останутся.
Если кто-то и ждал эпатажных режиссерских «фишек» и оригинальных поворотов, то зря. В этот раз на сцене первого академического не было ни обнаженной натуры, ни плясок, ни песен. Всего того, без чего, по одному из бытующих мнений, современного зрителя в театр не заманишь. Может, кому-то и вправду все это классическое действо могло показаться скучноватым, но режиссер категорически против «грязных приемов».
– Театр, конечно, должен быть провокационным, современным, – отчасти соглашается Александр Сергеевич. – Но мне неинтересно формально изменять классику, как это сделал в свое время, скажем, МХАТ: Тартюф там был в тельняшке, в ватнике, только что отсидевший в тюрьме. Это ложный путь, я думаю. Хочу, чтобы люди во время моего спектакля мыслили самостоятельно, выстраивали свой ассоциативный ряд. Не знаю, насколько удалось, но именно этого я старался добиться.
Того же старались добиться и актеры всех поколений, занятые в «Тартюфе». Заслуженной артистке России Наталии Терентьевой (г-жа Пернель) зал рукоплескал буквально после каждой реплики, обладательница «Золотой маски» Анастасия Светлова (Эльмира) вызывала восхищенные вздохи. Ну а ректор ЯГТИ Сергей Куценко (Оргон) преподал, и не только своим студентам, мастер-класс, который не скоро забудут.
В заключение герои «Тартюфа» исполнили торжественный панегирик Людовику XIV. Эффектный образ воплотил Илья Варанкин. Правда, сидя в зале, понять, кто этот актер, было затруднительно: настолько огромным и замысловатым был костюм Короля-Солнце.
Можно ли проникнуться семейными ценностями после комедии Мольера в интерпретации Александра Кузина, есть возможность узнать лично 15 и 23 октября. После спектакля
Ирина МОРОЗОВА:
– Изумительно! Я в восторге! Спектакль замечательный, и эмоции просто переполняют. Передана историческая атмосфера, актеры играют потрясающе, и, конечно, рука режиссера сразу видна. Даже энергетика в зале была какая-то особенная, давно я такого удовольствия от спектакля не испытывала.
Иван и Татьяна БЕЛЯКОВЫ:
– Когда мы собирались в театр, то рассчитывали увидеть именно классическую постановку, и не разочаровались. Декорации, игра актеров и мольеровские остроты – все как надо.
Надежда ПАВЛОВА:
– Показалось, что декорации бедноваты, а в остальном очень хорошо. Я прекрасно помню телевизионную постановку с Михаилом Боярским в роли Тартюфа. Наши волковцы сыграли ничуть не хуже. "Ярославский Регион"