Розов и Вампилов пишут про хороших людей, которые мучаются

В четвертый день фестиваля Санкт-Петербургский театр «Суббота» показал спектакль «#Прощайиюнь» по пьесе Александра Вампилова. Перед репетицией Алена Волкова поговорила с главным режиссёром театра Андреем Сидельниковым и заведующим литературной частью Владимиром Кантором.

Были ли у «Субботы» уже фестивальные или гастрольные истории в Ярославле?

Андрей: Я точно не скажу, я всего несколько лет руковожу театром. Сам я бывал в Ярославле, а театр «Суббота» – нет.

Владимир: мы были совсем близко. Театр «Суббота» участвовал в первом Розовском фестивале. В тот год он проходил в двух городах, и мы играли в Костроме спектакль режиссера Татьяны Ворониной «Пять историй про любовь». Его очень тепло принимали.

Появились ли уже какие-то впечатления или ожидания от участия в РОЗОВфесте?

Андрей: Каких-то специальных ожиданий нет. Хочется просто услышать отклик зрителей. «#Прощайиюнь» - очень тёплый спектакль, про любовь, про преданность, верность – это история о простых вещах.

Не страшно уезжать от своего зрителя и работать с новой аудиторией?

Андрей: страза нет. У нас с середины августа идёт большой гастрольный тур. За месяц мы съездили уже в четыре города. Возили спектакль «Ревизор». Везде зритель по-разному принимает спектакль, где-то хорошо, где-то холодно. Это только добавляет азарта и интереса, ведь по реакции зала понимаешь, чем люди живут, что их беспокоит. Это относительно «Ревизора». «#Прощайиюнь» – история попроще, поэтому ожидаем хорошего приёма.

Самое главное, что новый зритель должен знать о вашем театре?

Андрей: Театр «Суббота» был и остаётся театром искренности и подлинной энергии. Его создал 53 года назад Юрий Александрович Смирнов-Несвицкий. Это был театр-клуб, о котором заговорил весь театральный Ленинград. Юрий Александрович всю жизнь посвятил своему театру. «Суббота» была студией, больших постановочных возможностей у театра не было, и основной акцент делался на актёров. Не зря здесь впервые проявлялись таланты многих впоследствии известных артистов, в 70-х дебютировал Семён Яковлевич Спивак, в 80-е - Хабенский, Таня Абрамова и многие другие. Юрий Александрович Смирнов-Несвицкий ушёл из жизни в 2019 году, его помнят, в следующем году ему исполнилось бы 90 лет.

Мне кажется, сейчас театр «Суббота» переживает свою вторую молодость, потому что снова о нас стали говорить в Санкт-Петербурге, мы начали много гастролировать по России, получать «Золотые софиты» и «Маски», но это внешнее. Самое главное – к нам стали приходить в зал не только те самые «старые субботовцы», но и новые зрители. Я стал приглашать новых, молодых режиссёров, мы стали расширять пространство театра.

Вы сказали, что театру 53 года, есть какие-то сложившиеся традиции?

Андрей: Это очень музыкальный театр – много песен было написано, вышел целый диск субботовских песен. Есть песня «Васильевский остров». Это гимн «Субботы». Когда случаются сабантуи и праздники, мы всегда её поём.

Владимир: Спектакль - всегда разговор по душам со зрителем. Вот такая есть традиция.

В нашем театре нет разделения на сцену и зал. Все находятся в едином пространстве. Демократичность и студийность - это тоже важные составляющие «Субботы». А ещё мы очень любим хэппенинги. В нашем дворике у театра мы устраиваем концерты и театрализованные акции.

Андрей: Традиций было много, но так как Юрий Александрович в последние годы редко приходил в театр, ему было тяжело, они исчезли. Какие-то мы пытаемся возродить, например, открыли новое пространство «Флигель». И есть идея возродить там формат театра-клуба.

По вашим ощущениям, какое место в истории российского театра занимает советская драматургия?

Андрей: Начну с Вампилова, так как именно его пьесу мы привезли. Для меня он, как и Розов, большой, великий драматург – его «Утиная охота», «Прощание в июне», его жизнь и пьесы – это целый мир. Советская драматургия занимает огромное место, это же какой пласт нашей жизни – 70 лет – мы жили в этом времени. Могу сказать, что объединяет Розова и Вамилова. Они подлинные, честные и писали про хороших, простых людей, которые мучаются. Сейчас это вновь становится востребованным. Я вообще в последнее время чувствую, что обострилась жестокость и безразличие людей друг к другу. Но когда ехал сюда на фестиваль, я увидел в метро: упал кошелёк у кого-то, девушка подняла и побежала за этим человеком. Потом смотрю в аэропорту, кто-то потерял билет, и человек поднял его и начал кричать «Иванов здесь? Вы билет потеряли!». В такие моменты начинаешь понимать, что в мире много хороших людей. И в этой драматургии много хороших, честных людей.

Вы считаете, что советская драматургия так часто ставится, потому что людям не хватает доброты и искренности?

Андрей: Да, не хватает доброты, искренности, простоты понятий. Если герой сделал что-то подлое, он осознаёт эту подлость. Нам нужны истории о простых людях, мне кажется, их не хватает.

Автор
Алена Волкова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе