Роман с театром / Вспоминая Маргариту Ваняшову (Ярославль)

Театральная Россия, Ярославль простились с Маргаритой Георгиевной Ваняшовой, доктором филологических наук, заслуженным работником культуры России, профессором Ярославского государственного театрального института.

Замечательный человек театра, литературы, яркая личность, оставившая читателям, ученикам, друзьям свои книги и статьи. В эти дни о ней много и тепло написано, сказано...


Маргарита Ваняшова родилась в 1943 г. в Иваново, но вся ее жизнь связана с Ярославлем, которому она служила верой и правдой. Он был ее большим домом, откуда видна вся Россия. Здесь однажды и навсегда вошел в ее жизнь Федор Григорьевич Волков, его театр. Сказать, что она служила Волкову и театру, носящему его имя - ничего не сказать. Они были ее жизнью. Историограф Волковского театра - за этим определением из энциклопедии стоит огромная работа историка театра, ушедшая в многочисленные статьи и книги: «Мельпомены ярославские сыны. Федор Волков. Иван Дмитревский. Герасим Лебедев», «Мастера Волковской сцены», «Фирс Шишигин. Люблю жить в актере!», «В пламени военных лет. Волковский театр в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». И последняя, которую читатель увидит совсем скоро и о которой Маргарита Георгиевна писала: «Завершила первый том книги "Первый театр России". 700 страниц. Даже не верю, что это удалось сделать. Финансирования пока нет. Но власти обещали. Теперь чуть-чуть отдохну, напряжение было дикое».

Фирс Ефимович Шишигин в начале 60-х открыл для юной Маргариты, для Марго (ей нравилось, когда ее так называли) дверь в свой театр и стал героем ее романа, длившегося всю жизнь. На его спектаклях, в беседах с ним вырастал театральный критик, человек театра Маргарита Ваняшова.

Всегда особое внимание режиссерам. И героем ее театрального романа с режиссером станет не только Фирс Шишигин, но и Евгений Марчелли, книга о нем одна из последних - «Театр Евгения Марчелли. Путешествие на пределе возможностей». Роман оказался не простой, с острым сюжетом, но профессионализм своего героя она продолжала ценить и в сложных предлагаемых обстоятельствах Волковского театра минувшего года.

Мастера Волковской сцены - герои очередного театрального романа Маргариты Ваняшовой. Нет такого актера в Волковском театре, которого она не заметила. Об актерах писала много, легко и не только статьи. В дни прощания Волковского театра со своей легендой - народной артисткой России Наталией Ивановной Терентьевой, Маргарита Георгиевна написала: «Смотрела фильм о Терентьевой по YouTube, который снимали с Ларисой Кривцовой для канала "Культура" в 2011 году. По моему сценарию. А вел Женя Кривцов, очень достойно. Можно легко найти. Наталия Терентьева. Личное время. Мурашки по коже, до того она живая!..» Не только талантливо писала об актерах, но и талантливо их фотографировала в спектаклях и в жизни, щедро делилась снимками. Фотоархив Маргариты Ваняшовой - особая и значимая часть ее наследия.

Маргарита Ваняшова была не только историком театра, театральным критиком, она обладала редким талантом театрального писателя. Ее статьи и книги - рассказы и романы о театре и его людях. В аннотации к книге «Двойной лорнет: избранные статьи», которая стала итогом ее театрального, литературного, краеведческого писательства, она пишет, что «...в наши дни наука отдает приоритет поэтическому типу мышления, выдвигая его как наиболее творчески продуктивное во всех сферах бытия», и обещает читателю дать возможность «...учиться распознавать скрытую реальность текстов культуры и искусства».

Серебряный век, его поэзия, его театр - им служила столь же истово и самозабвенно. Герои ее романа с Серебряным веком - Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Михаил Кузмин, Всеволод Мейерхольд. Список имен может быть продолжен. «Нам остается только Имя... Поэт - трагический герой русского искусства XX века: Блок - Ахматова - Мандельштам - Цветаева» - на этой книге Маргариты Ваняшовой воспитывались поколения студентов ярославской театральной школы и не только. Как часто произносила она эту строчку Мандельштама - «Нам остается только имя...» Обладая уникальной памятью, влюбленно и талантливо читала на занятиях студентам стихи своих героев.

Золотой семестр профессора Маргариты Ваняшовой - Пушкин, Лермонтов, Гоголь. На рабочем столе Марго осталась незавершенная книга о Лермонтове, которую студенты Ярославского театрального института, читатели Ярославской библиотеки им. М.Ю. Лермонтова слушали на ее лекциях: «На даче буду завершать Лермонтова и чинить сгнившую часть крыльца с десятью ступенями. Плотники обещали сделать за три дня. Созрела красная смородина», - писала в июле 2018-го.

Роман со студентами. Сказать, что они ее любили, - снова ничего не сказать. Социальные сети «Фейсбук» и «ВКонтакте» в день ее ухода едва не обрушились от их соболезнований, воспоминаний, фотографий с Марго... Маргарита машет вам! Студенты-театроведы - отдельная глава романа: «...Ася - жемчужина! Отвечает на все мои вопросы очень точно и продуманно»; «Лейла такая умная!»; «Ляля... У нее большое будущее, пишет интересно, театр любит». Ляля: «...я о Маргарите Георгиевне каждый день вспоминаю и не потому, что она в таком положении (болеет сильно), а потому что она столько всего рассказала, что каждый день с чем-то сталкиваешься, что напомнит». Легендой стала острая творческая дискуссия со студенткой Машей Огневой о художественном масштабе пьес Вл.И. Немировича-Данченко. Мария Огнева так и не закончила свою дипломную работу о драматургии одного из великих основателей Московского Художественного театра, но во время дискуссии с Маргаритой Георгиевной написала свою первую пьесу, и это определило ее творческую судьбу. «Люблю и помню. Гроза и одновременно любимица всех студентов ЯГТИ», - так в дни расставания с Маргаритой Георгиевной напишет она о своем педагоге.

Ярославское театральное училище, Ярославский государственный театральный институт - этот роман «в двух томах». Начался в 1962 году, на первом наборе. Маргарите нет и двадцати. Она такая же юная и влюбленная в театр, как будущие первые выпускники средней ярославской театральной школы. С училищем, с Фирсом Шишигиным, талантом и организаторскими способностями которого его открытие обеспечено, она пройдет путь до конца. А в 1980 году войдет в открытый на базе училища театральный институт проректором, сформирует гуманитарную кафедру, заведовать которой будет много лет. Здесь, в ЯГТИ, станет профессором, здесь в феврале 2020 года последний раз проведет занятие в актерской мастерской профессора А.С. Кузина... Студентам ЯГТИ Маргарита Георгиевна оставила свою уникальную библиотеку.

Роман с театральной Россией. Сказать, что Маргарита Ваняшова любила российский театр - в который раз ничего не сказать. География российских театральных фестивалей, конкурсов, на которых она работала, - вся Россия, и это не преувеличение. Тематический диапазон от традиции - до авангарда: от Международного театрального фестиваля «У Троицы» - до фестиваля Санкт-Петербургской премии для молодых «Прорыв».


Маргарита Георгиевна ушла 24 мая, в день рождения Иосифа Бродского, в белом оренбургском платке, который привезла из Оренбурга с Международного театрального фестиваля «Гостиный двор» и который берегла на особый случай. Теперь платок с ней навсегда. Великий поэт что-то об этом знал... «Да лежится тебе, как в большом оренбургском платке, в нашей бурой земле...» Сильный, мужественный человека. Так и ушла...

Автор
Азеева Ирина
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе