Пытаясь выжить при самоизоляции, театр уходит в телефон

В новом проекте 15 актрис позвонят пятнадцати зрителям одновременно и расскажут о...

Борьба за выживание театра, как самого живого из искусств, рождает новые формы. И вот у трансляций в режиме он-лайн уже появился первый конкурент - Театр по телефону. Именно так называется проект, придуманный в Союзе театральных деятелей. Первая премьера по телефону пройдёт в тестовом режиме 12 апреля.


- Как начался карантин, все ринулись в он- лайн, а у нас, в СТД контента в виде спектаклей нет, - рассказывает заместитель председателя СТД и продюссер проекта Дмитрий Мозговой. - Что делать? Позвонил Боре ПавлОвичу в Петербург (Борис Павлович - режиссер, который давно развивает социальный театр - М. Р. ) и мы начали думать. Сначала пошли по техническому пути, а потом отказались: театр - это все плохо снятое кино, каким бы оно гениальным не было. Так, размышляя, пришли к выводу, что, сидя на карантине, люди из гаджетов с их скоростной коммуникацией опять возвращаются к телефону. А в этом и есть живой контакт с живым человеком.

Идея оригинальная и пока вне конкуренции, хотя и из серии ретро - телефон и два голоса. При этом принципиальный отказ от современных он-лайн опций: скайп, чат, видео-конференции и прочие великие достижения технического прогресса, которые, по сути своей, приводят к разобщенности.

Театр по телефону будет действовать как бы по старинке: некто снимает трубку, набирает контакт и произносит «Алло». Кстати, свой первый спектакль авторы проекта так и назвали - «Алло», где на конце «о» вместо «е». В данный момент пьесу для телефона заканчивает молодой питерский драматург Элина Петрова.

Если есть пьеса, значит, есть герои - кто они? О чем говорят и каков сюжет? Наконец, как репетировать такой спектакль, кто актёры и у аппарата зритель или слушатель? Эти вопросы я адресую режиссеру Павловичу.

-Борис, хотелось бы понять, как устроен ваш Телефонный театр? Скажем, какой первый шаг я, как участник, должна сделать?

- Для начала вы заходите на сайт спектакля, выбираете удобный для вас сеанс, регистрируетесь. Получает текст пьесы на двоих, но только со своими словами. Что будет говорить партнерша вам неизвестно. И в назначенный час вам, где бы вы не находились, раздастся звонок. И вместе с профессиональной артисткой вы начинаете по ролям разговаривать.

- Значит, у вас героиня. Был ли кастинг, сколько занято актрис и как вы их выбирали - по голосам?

-У нас одновременно по разным номерам звонят пятнадцать актрис. Во-первых, важно, что героиня - девушка определенного поколения, она молодая. Во-вторых, хотя героиня одна, но предполагается пятнадцать ее интерпретаций: разные темпераменты, характеры. Я пригласил актрис, с которыми прежде работал на разных прокатах. Самое приятное для меня здесь то, что можно задействовать актеров из разных театров и живущих в разных городах. В «Алло» заняты актрисы из Питера, из театра «На Литейном», из Омска, Новосибирска. В данном случае география не имеет значение.

-Как проходили репетиции?

-Находясь в разных городах, мы репетируем в ZOOM и по телефону.

-Ещё раз условия игры: зритель, зарегистрировавшийся на сайте спектакля, в назначенный час звонит по нужному номеру…

-Нет, не так - сюжет пьесы предполагает, что зрителю звонит она. Типа произошла ошибка на линии - такой случайный звонок. И в результате ошибки некая молодая девушка попадает к вам и рассказывает....

- О чем? О несчастной любви? О чем же ещё может говорить юная барышня.

- Вся ситуация разъясняется в разговоре. У зрителя же только его реплики, текста актрисы у него нет, так что это нечто среднее между чтением по ролям и спектаклем, где зритель является невольным собеседником.

- Что его ждёт - он будет шокирован? Театр любит пугать зрителя.

- Ещё до всей ситуацией с карантином я говорил, что надо переходить к открытым и более дружественным зрителям формам. Если ещё недавно зрителя надо было выводить из зоны спокойствия и комфорта, то во времена тревожности и опасности хочется успокоить. Наш драматург Элина Петрова ориентировались, так скажем, на творчество Володина, на оттепельную драматургию. Тем более, что накануне она с подростками работала на володинском фестивале.

Немаловажно: организаторы проекта учли важный момент - экономический. Чтобы зрителю не пришлось платить за звонки (ещё бы, каждая копейка сейчас на счету), связь осуществляется по ватсапу. И участие, когда телефонный театр проходит проверку на состоятельность и конкурентоспособность, естественно, будет бесплатно. Если учесть, что премьера попадает на День космонавтики, хочется, чтобы первый полет прошёл нормально.

Автор
Марина Райкина
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе