Пять сНежных вечеров

12 сентября на Всероссийском театральном фестивале им. В.С. Розова «Розовфест» был показан спектакль «Пять вечеров» Московского областного государственного театра юного зрителя в постановке Павла Сафонова.

Как хорошо, на родину спеша,
поймать себя в словах неоткровенных
и вдруг понять, как медленно душа
заботится о новых переменах.

И.Б.

 

«Пять вечеров» – пьеса, написанная в 1959 году. Но, несмотря на всю условность, Павел Сафонов подчёркивает вневременность текста Володина. Это не история о давно ушедших днях, это и наши дни, и дни будущие, где поиск радости, поиск любви будет волновать куда больше, чем достижения в жизни (Тамара спрашивает Ильина: «Добились, чего хотели?»). Главный герой спектакля – это, как ни крути, время. Оно прожито, но не изжито. Темнота и пушистые хлопья снега, засыпающие все вокруг. Они же пыль, которую сдувают герои с мебели, одежды и друг с друга. Человек же в категориях этого спектакля – тот, кто способен преодолеть немыслимо тяжелое земное притяжение и хоть как-то, хоть на минуту от этой земли оторваться.

 L7dQaB_iQb4.jpg

Спектакль Павла Сафонова о возможности видеть поэзию жизни, жизни повседневной. О том, что нельзя терять надежду, жажду жизни. А тонкие переливы психологических состояний выходят на первый план, где они и должны быть. Пьеса Володина – одна из основополагающих в классической драматургии эпохи оттепели, для которой важна именно сложность, неуловимость характера в реалиях застывшей, замершей жизни. И сегодня, по-прежнему, хочется повторять, как мантру, «только бы не было войны».

На протяжении спектакля на сцене почти ничего не меняется. Но все равно вещный мир присутствует в жизни персонажей в виде многочисленных раскладушек, скатерти, баночек и мисок. И, конечно же, желтые цветы, как известно, предвестники разлуки. Но текст Володина не получается лишить терпкого запаха эпохи и однозначно свести к теме встречи и расставания. Вне конкретных примет, пьеса сводится к очередной вариации темы непростых отношений между мужчиной и женщиной. Сцена – серая, заснеженная площадка в Ленинградском дворике с чугунными, неподвижными скамейками. Пространство диктует свои законы игры, приземляя героев, приковывая их к одному месту, с которого пора бы наконец сорваться. Там же вдруг появляется и квартира Тамары, и подсобка Зои и рюмочная. Мариус Яцовскис предлагает уйти от всего бытового, следуя самой первой и отчасти самой сложной в своей нетеатральности ремарке: «Зима, по вечерам валит снег». Он создаёт лаконичную и изобретательную сценографию, которая многое определяет в этом спектакле – волнует сердце воспоминаниями о школе, о каникулах, о тёплой парадной. Трудно придумать более подходящую атмосферу для пяти романтических вечеров. Спектакль, словно черно-белый фильм, с редко появляющимися, пока ещё тусклыми цветовыми пятнами. Но эти пятна – уже надежда на Оттепель.

 _RWY4pHvuec.jpg

Герои чистят снег, пытаются пробить лопатами лёд, робко откапывают то, на что надеются и отчаянно зарывают то, что хотят забыть. Но навсегда похоронить воспоминания и чувства невозможно, рано или поздно этот снег растает и обнажит их. Только способность принять себя и творить свою судьбу вопреки общепринятым нормам, даёт продолжение жизни после страшной трагедии.

Ильин у Алексея Рыжкова – своего рода странник, который переходит с места на место в поисках смысла жизни. Вместо монолога он читает стихотворение Бродского. Ильин обманывает не потому что слаб, а потому что пытается быть довольным своим существованием. Он приписывает себе чужую реальность – жизнь и профессию своего друга. Он хочет жить по-своему, и он поднимается до бунта. «Просто жить и ни перед кем не отчитываться» – говорит Ильин.

Тамара (Нонна Гришаева) – хрупкая, «высохшая без любви», но расцветающая и обретающая смелость с каждым вечером, женщина. Ее личный бунт – осознание того, что она может обрести счастье, несмотря на упреки со стороны. Она бежит искать Ильина не из-за потери гордости, но в силу обретения гармонии внутри и четкого осознания того, чего она хочет в жизни для себя.

Слава (Илья Ильиных) и Катя (Христина Полуянова) так легко и смело рассуждают о любви, в то время, когда старшие так ни разу и не произнесут этого слова. Они смелее, им проще говорить. В этом и есть вся суть поколения «розовских мальчиков», которые бросали упреки своим родителям, их сухости и бездействию. Катя совсем почти клоунесса: постоянно становится в забавные позы, отставив ножку, закинув голову, чтобы произвести впечатление девушки бывалой и независимой. А Славик вполне уже ощущает себя главным героем эпохи, уверенный в своей правде, но пока ещё не способный подняться до настоящего бунта. Ильин учит его драться, и тот неловко пытается усвоить урок. Он любит Катю, но ему пока не хватает смелости на откровенные разговоры.

 AEqQDTW7dP8.jpg

Двери, которые разделяют персонажей и не дают им разрешить все свои проклятые вопросы – мнимые. С оглушительным треском и скрипом они хлопают, а персонажи закрываются друг от друга, оставаясь со своими страхами и переживаниями. Некая видимость жизни, воображаемые стены, которые оказывается сложнее разрушить, чем настоящие.

Текст Володина актеры произносят нараспев, заботясь как о психологической достоверности, так и о ритме и музыкальности каждой фразы. И музыкальность эта представлена в самой строгой и выверенной форме – пассажах Иоганна Себастьяна Баха. Сдержанность эта порой превращается то в высшей степени пронзительный звук трубы, ведущий тему хорала, то в джазовую его обработку в сцене в рюмочной, как попытку уйти от четких рамок реальности. Ни для кого не секрет, что музыка может не просто иллюстрировать драму, но быть мотором действия. И прелюдия до минор из I Тома ХТК задаёт бешеный ритм, бег жизни и времени, а затем замедляется, как бы замирает на месте. Фаустас Латенас представляет музыку великого мастера в обработках, отражающих внутреннее настроение героев драмы. Музыка Баха настолько убедительна, что ей трудно противостоять. Гардинер говорил: «Это мог создать лишь человек, обладающий четким и полным осознанием божественной сущности и тщетности человеческого бытия. Подобное осознание необходимо, чтобы наполнить нашу жизнь смыслом». И эта цитата как никак лучше подходит к описанию внутреннего состояния героев пьесы Володина. Музыка Баха вдохновлена верой. Эта музыка проникнута болью, но, имеет уникальное целительное свойство успокаивать. В нем есть спокойствие, которое заставляет людей поверить в то, что с миром всё в порядке и у них всё будет хорошо.

Автор
Елена Медведева, Фото Татьяна Хандурова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе