Проблемы театрального будущего

В Ярославле прошел фестиваль БТР 
 Молодежный фестиваль «Будущее театральной России» был возобновлен в Ярославле в 2009 году и с тех пор ежегодно проходит весной под девизом «Профессиональный дебют – на первой русской сцене!». И действительно, на сцене Волковского театра, а вернее, в разных его пространствах выпускники российских театральных вузов играют свои дипломные спектакли. В зале же – не только зрители, но и руководители российских театров, которые специально съезжаются сюда для «подбора кадров». организаторов фестиваля значится не только Волковский театр, но и Ярославский театральный институт. Помимо спектаклей, всегда целая обойма мастер-классов, творческих встреч с ведущими сценическими мастерами России и открытых лекций. Программа насыщена до предела, мероприятия идут в режиме нон-стоп с утра до позднего вечера.
В этом году БТР был посвящен 450-летию со дня рождения Шекспира и настаивал, что зрители будут посвящены в то, что «Шекспиру и не снилось». Правда, это совсем не означало, что выпускники привезут сплошь «Гамлетов» и «Макбетов» – как известно, подобные вершины еще не вполне по плечу начинающим актерам. Так что единственная шекспировская вещь оказалась как бы параллельной основной программе, поскольку это была недавняя премьера самого Волковского театра – «Ромео и Джульетта» Семена Серзина, о которой «Театрал» уже подробно рассказывал своим читателям. Зато были две зажигательные вечеринки, одна из которых называлась «шекспировской», а другая «апельсиновой» – с уличными карнавальными шествиями и выступлениями «Волков-бэнда».

В основную же программу вошли 14 дипломных спектаклей театральных вузов из восьми городов России (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Саратов, Новосибирск, Хабаровск, Екатеринбург и Ярославль). С будущими артистами беседовали Константин Хабенский, Виктор Рыжаков, Сергей Женовач, Евгений Марчелли, Алексей Бартошевич, Павел Руднев, мастер-класс дала Яна Тумина. Согласитесь, это первые лица современного российского театра. А еще в этом году был впервые представлен «ночной кинодесант ВГИКа», показавший 14 короткометражных фильмов, прошел концерт солистов-лауреатов 1 музыкального фестиваля студентов и аспирантов Московской консерватории «Grata Novitas» в сопровождении Костромского губернского симфонического оркестра под управлением Павла Герштейна. Добавьте сюда выставку работ молодых театральных художников и выпуск шести номеров фестивальной газеты «Отсебятина», которую в экстремальном ночном режиме делали студенты-театроведы ГИТИСа и Ярославского театрального института. Так что подобной программе может позавидовать любой фестиваль.

А дальше случилась парадоксальная вещь. Оказалось, что количество заявленных мероприятий отнюдь не всегда переходит в качество. Речь, конечно, не идет о выступлениях мэтров, которые попытались ввести будущих актеров в контекст современного театра и его поисков, а также в свои собственные творческие лаборатории. Но о самих дипломных спектаклях, которые должны были продемонстрировать не только таланты выпускников, но и преимущества разных театральных школ России. Это, к сожалению, получалось не всегда. Хотя спектакли были очень разными, от вокально-поэтических и музыкально-пластических композиций до самых настоящих психологических драм, которые подчас изрядно затягивались.

Так, новосибирцы продемонстрировали владение женским вокалом вперемешку с поэтическим и ироничным осмыслением женской доли. Хабаровцы показали эмоциональный перформанс о судьбе поэта-инвалида, своего земляка, где не прозвучало ни одного слова, но непростая жизнь этого молодого человека отражалась в его мечтах, видениях и фантазиях. Саратовцы, едва поместившись на камерной сцене в довольно внушительном количестве, звучно и броско изобразили гоголевскую «Майскую ночь», как водится с гопаком и украинскими песнями. Екатеринбуржцы представили «Леди Макбет Мценского уезда», где чередовались сольные номера и вкрапления «хорового» актерского аккомпанемента. Самарцы очень тихо и без привычных психологических «надрывов» сыграли «Касатку» А.Толстого. Питерцы под предводительством Яны Туминой предъявили полузабытый образец международного курса, составленного из монгольских и русских студентов, с традиционными «животными» этюдами. Все это было, как говаривал Чехов, «мило, талантливо» (впрочем, подчас в меру), но особо сильных впечатлений не вызывало. К тому же порой «массовка», которая была задействована в каждом втором спектакле, оставляла слишком мало места для наблюдения над конкретной личностью будущего актера, который бы запомнился «лица необщим выраженьем».

И на этом общем усредненном фоне ряд столичных спектаклей отнюдь не выделялся в лучшую сторону. «Щука» показала спектакль по малоизвестной пьесе Н.Лескова «Расточитель», а «Щепка» – по сценически популярным «Братьям Карамазовым», назвав свою постановку «Достоевский VS 2013». И в кулуарах, да и на итоговой конференции отмечали, что многим казалось: сегодня так не только не играют, но уже давно не учат. По крайней мере, ни в Вахтанговском, ни в Малом театрах, при которых работают эти институты, давно уже не наблюдалось такой обоймы сценических штампов, яростного вращения глазами, таких «надрывов» с криками и падениями оземь, ну и так далее. Не стоит обижать студентов, которые могли бы научиться и чему-то иному, более близкому современному театру, даже если он и продолжает хранить свои традиции. Одно другому не помеха. А вот Школа-студия МХТ и «кудряши» из ГИТИСа, наоборот, порадовали легкостью, абсолютной актерской свободой, богатой палитрой технических навыков и умением взаимодействовать не только с партнерами, но и со зрительным залом. Мы видели «Гогольревизор» Виктора Рыжакова и «Любовные похождения Шевалье де Фоблаза» Светланы Земляковой, которые подарили надежды на то, что эти выпускники непременно будут востребованы нынешней сценой.

Очень хорошее впечатление произвел и выпускной курс Александра Кузина в Ярославском театральном институте, который показал сразу два спектакля в постановке своего мастера: «Сиротливый Запад» Макдонаха и «Жизнь артиста» В. Семеновского по мотивам «Неточки Незвановой» Достоевского. В последнем спектакле участвовала и ведущая актриса Волковского театра Ирина Сидорова, придавшая этой работе нерв и силу, но и студенты отнюдь не растерялись в компании со столь опытной актрисой. Здесь можно было разглядеть актерские индивидуальности, оценить речь и пластику, темперамент и искренность. И, кажется, только ярославские выпускники заинтересовали приехавших режиссеров из других городов. А еще приятно удивил спектакль «Справедливость в скобках», который показали студенты Российской специализированной академии искусств, где обучаются будущие актеры с ограниченными физическими возможностями. Они так лихо, темпераментно, тонко и с точным попаданием в музыкальный ритм исполнили пластические вариации на тему «Одесских рассказов» Бабеля, что нельзя было даже и заподозрить, что это слабослышащие люди. И оказались, между прочим, в тренде российского театра, где каждый уважающий себя драматический коллектив желает иметь в своем репертуаре пластический спектакль.

А вот на итоговой конференции, собравшей педагогов, режиссеров, театральных директоров и театроведов не столько обсуждали увиденное, сколько ставили острейшие проблемы, касающиеся российского театрального образования. Они поразили внушительным количеством и разнообразием. Директор Волковского театра Юрий Итин, например, заметил, что в этот раз впервые ярославский театр не смог найти ни одного человека для пополнения своей актерской команды. А, помнится, на первом фестивале в 2009 году Волковский собрал богатый урожай выпускников из Уфы, Екатеринбурга, Воронежа, которые сегодня составляют цвет молодой труппы театра и задействованы по полной программе. Да, звучали сомнения в правильности отбора фестивальных спектаклей. Действительно, если большая часть из них представляет массовку, в ней трудно разглядеть реальные лица, а также понять уровень подготовленности актера. Но фестивальная команда на это ответила так: институты сами рекомендуют спектакли и просьбы привезти другое, конкретное название порой наталкиваются на необъяснимое противодействие местных педагогов. А ведь суть этого фестиваля не только в том, чтобы «себя показать» на престижной Волковской сцене, но и показать в принципе, найти работу и не остаться не у дел.

Вообще, оказалось, что региональные институты и театры не всегда работают в тесном контакте, учитывая потребности друг друга. Согласитесь, едва ли не в каждом крупном городе есть театральный институт, но руководители театров предпочитают ездить за тридевять земель, чтобы искать актерскую смену. Бывает, что действующий режиссер набирает курс специально для своего театра, но как отметили театральные руководители, это тоже не всегда выход. Будущие актеры «затачиваются» под конкретную манеру и стилистику режиссера, а он, как известно, в этом театре не вечен. Миграция по-прежнему сильна и актеру приходится переучиваться или уходить в никуда.

Что же касается специфики отдельных театральных школ, то речь об этом тоже заходила неоднократно. Причем в негативном аспекте, поскольку многие отмечали, что эта специфика давно уже канула в прошлое. Да и актуальна ли она сегодня, тоже вопрос непростой, учитывая всю туже вечную актерскую миграцию. Много говорилось о том, что порой бывает достаточно просто квалифицированно оснастить актера профессиональными средствами: поставить речь, развить вокальные данные, научить двигаться, поработать с так называемой «психофизикой». То есть дать универсальные навыки и отпустить в свободное плавание, учитывая всю ту же вечную актерскую миграцию. Пока же и с этим много проблем, особенно со сценической речью, дикцией, взаимоотношением с партнерами и так далее. Да, конечно, говорилось и о том, что будущему актеру надо оснастить и «душу», выпустить хорошо образованного и интеллектуально развитого человека. Но одновременно слышались сетования и на низкую зарплату педагогов, на то, что многие вынуждены уходить из профессии и так далее.

Проблемы кадровой смены, конечно же, в большей степени испытывают региональные театры, особенно работающие в малых городах. Так, представитель театра из Димитровграда даже ностальгически вспомнил о тех временах, когда существовало вузовское распределение, потому что заполучить профессионального артиста, да и режиссера, можно только в этом случае. Вряд ли это послужит выходом: отработав положенный срок, молодой человек все равно устремится в поисках лучшей доли. Даже не столько театральной (вполне можно предположить, что в том же Димитровграде он будет востребован много и в хорошем репертуаре), сколько финансово-бытовой. А как же иначе, когда зарплата провинциальных артистов, особенно молодых, порой не дотягивает и до 20 тысяч рублей.

Это вообще серьезная проблема – выпускники практически поголовно хотят уехать и закрепиться в Москве и Петербурге с их большими возможностями, связанными и с сериалами, и с рекламой и прочими сферами применения своих сил. Получается это у единиц, у остальных порой бывают сломаны судьбы, а провинция воспринимается как род каторги. Хотя это совершенно не так. Театры Ярославля, Новосибирска, Екатеринбурга, Красноярская порой могут составить достойную конкуренцию некоторым столичным коллективам.

Так что у фестиваля «Будущее театральной России», единственного существующего в подобном формате в провинции, конечно, есть очень важная миссия и не только благородные, но и вполне практические задачи. К тому же год на год не приходится: если не сложилось в этом, то не отменяется высокая «урожайность» следующего года. Но, к сожалению, как отмечал все тот же Юрий Итин, ни СТД России, ни местные власти  не спешат активно поддерживать этот форум в финансовом смысле. Разве что морально. Но морального удовлетворения у Ярославля и так хватает. А фестиваль, несмотря ни на что, весьма перспективен. Хотя бы в том аспекте, что ежегодно поднимает очень серьезные проблемы, о которых говорилось выше. А уж как их решать, придется думать всем театральным миром.
Театрал
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе