Право имею на сострадание

«Преступление и наказание» Ильсура Казакбаева Мензелинского государственного драматического театра им. С. Амутбаева – спектакль гуманистический, несмотря на море бутафорской крови, и страдания героев.

Режиссёр, рассказывая историю Раскольникова, не отходит от мысли Достоевского о том, что идея о насильственном исправлении мира губит человека. Жестокость можно искоренить только состраданием, зло и ненависть победить смирением и добром.

Художник Геннадий Скоморохов воплощает эстетику Достоевского на сцене. Стык двух дощатых стен, сквозь которые пробивается жёлтый свет, образует угол. Внутри лестница соединяет верхний этаж, похожий на питерскую мостовую и подвал. В этом пространстве существуют лишь три героя романа «Преступление и наказание»: Мармеладов, Сонечка и Раскольников. Двое детей в школьной форме – это Сонечка и Раскольников в детстве, а ещё в спектакле появляется Супермен! Герой комиксов – в исполнении Рината Бадретдинова – современный образ сверхчеловека, злой голос, звучащий внутри Раскольникова, и убеждающий героя, что все люди недостойные и «твари дрожащие». Супермен олицетворяет одержимость идеей и побуждает героя совершить убийство старухи.

f875688e-0579-4d88-8f2c-def7c80b502c.jpeg

Старуху играет мальчик, Фагим Загриев. Надев парик и длинную шаль, он, как марионетка, слегка покачиваясь, следует за голосом Супермена. В руках у него воздушный шар, наполненный красной краской. Раскольников отбирает и лопает шар. От шара остаётся огромное красное пятно – старуха убита. Мальчик снимает шаль и парик, будто не было самой старухи, будто всё происходящее было сном Родиона. Всё намекает на то, что события происходят у Раскольникова в голове.

Дети-пионеры существуют в своём мире, далёком от взрослых переживаний. Они мирно лепят куличи из песка на фоне трагедии, их игра даёт зрителю надежду, что и главные герои найдут покой в душе.

5495d31d-e28a-476a-9694-6dfa5500141b.jpg

Казакбаев из романа выделяет и раскрывает лишь истории Сонечки и Раскольникова, которых исполняют Диляра Каримуллина и Рустем Зиннуров. Они оба лишают себя возможности выбора. Так же как Родион идёт на поводу своей идеи, Сонечка, слушаясь отца и Катерину Ивановну, идёт на панель, позволяя себе быть жертвой.

Мармеладов, готовя дочь к выходу на панель, красит ей губы, обрезает платье покороче, и покрывает её кожу жёлтой краской. Сонечка полностью ею испачкана, как и Раскольников пачкается в ярко-красной крови после убийства. В безумии от содеянного она безуспешно пытается её смыть. Пережитые страх и боль не будут ею забыты.

af8128ef-cacd-4f5d-b890-b24ba1bc223d.jpg

Героев спасает стремление друг другу помочь. Раскольников оттирает краску с Сонечки, Сонечка пытается смыть водой кровь с Раскольникова. Сострадание к ближнему помогает им справиться со страхом и ненавистью внутри себя. В конце Раскольников, раскаявшись в своём преступлении и обретя покой, падает к ногам Мармеладова. Сцена повторяет картину «Возвращение блудного сына» Рембрандта – заблудившийся в яростном мире Раскольников находит путь к спасению.

Автор
Аня Попова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе