Поспорят о вкусах

Платоновский фестиваль оживит культурную жизнь Воронежа На Платоновском фестивале традиционно сильна театральная программа. Воронежские зрители с восторгом приняли "Жизнь и судьбу" в постановке Льва Додина. Фото: Игорь Филонов/ РГ С 5 по 15 июня в городе в четвертый раз пройдет международный Платоновский фестиваль искусств, который традиционно снимает "сливки" академического искусства и знакомит публику с интересными творческими экспериментами - в сфере театра, музыки, изобразительного искусства и литературы. Звезды сошлись На Платоновском фестивале традиционно сильна театральная программа. 


Воронежские зрители с восторгом приняли "Жизнь и судьбу" в постановке Льва Додина. 
Фото: Игорь Филонов/ РГ
На сей раз в Воронеже увидят спектакли Юрия Бутусова, Оскараса Коршуноваса и Жозефа Наджа, парад уличных театров и танец человека с экскаватором, услышат скрипачей Вадима Репина и Лакшминараяны Субраманиама, балканские романсы и тувинское горловое пение. Из Третьяковки привезут картины Александра Дейнеки (в том числе хрестоматийных "Будущих летчиков"), а специальный проект соберет полотна русских авангардистов из пяти провинциальных музеев, в том числе из ярославского. Знаковым событием станет концерт пианиста Михаила Плетнева, который некоторое время не выступал сольно, ссылаясь, в частности, на отсутствие хороших роялей. В Воронеж он приедет со своим инструментом.
- Плетнев - легенда, причем настолько, что даже не важно, что он собирается играть, поскольку как личность, как музыкальный мыслитель он невероятно интересен сам по себе. К тому же он не относится к числу артистов, которые "дышать не могут" без рояля, а, напротив, как бы даже неохотно к нему возвращается, так что услышать его игру в последнее время большая удача, - отметил пианист, лауреат международных конкурсов, преподаватель Санкт-Петербургской консерватории Петр Лаул. - Его манера трудноописуема, как любое настоящее искусство. Конечно, можно сказать, что Плетневу свойственна глубина и парадоксальность мышления, необычайно красочная звучность и совершенство педализации, внутренний огонь и глубокая интимность при внешней бесстрастности и даже холодности. Его трактовки - не эталон отношения к авторскому тексту, они всегда спорны и не могут и не должны понравиться каждому слушателю, они будоражат воображение, порой тревожат, раздражают и даже злят. Но невозможно не отдавать им должное и не понимать, что перед тобой артист, каких единицы.

К доске!

События Платоновского порой провоцируют горожан на бурные споры о том, что считать достижением в искусстве, а что нет. Нередко уровень и методы полемики дискредитируют Воронеж как культурный город. Бывает, что неискушенная публика пытается благодарно "захлопать" оркестр в паузах между частями концерта или симфонии (принимая их за перерывы между разными сочинениями), звучно зевает на хореографическом спектакле - словом, страдает от собственной неподготовленности. Но как образовать из себя грамотного зрителя и слушателя? С этим вопросом мы обратились к экспертам.

Известный критик, редактор журнала "Театр" Марина Давыдова пояснила, что понимание рождается с опытом: стоит смотреть больше разных постановок, не ставя "блок" на странное и не пытаясь на режиссера... обидеться. Ведь он, как и все нормальные люди, хочет прежде всего донести до вас какую-то мысль, а не утомить или оскорбить.

- И хотя фестивальные спектакли - очень малая толика театрального искусства, понимать их важнее, чем знать, что творится на бесчисленных мейнстримных площадках. Мейнстрим никуда не денется, а развитие будет идти в этой "маргинальной" зоне, которая отдаляется от литературы и смыкается с перформансом, с contemporary art, где искусством может стать все что угодно, - подчеркнула Давыдова. - Для зрителя, безусловно, огромной ценностью может быть абсолютно традиционная постановка. Но для развития театрального языка она ничего не даст. А спектакль, который сегодня будоражит или даже возмущает, может завтра остаться в истории как знаковый для своего времени. В России доминирует религиозное отношение к театру, поклонение определенной художественной форме, в какой только и может существовать "хороший спектакль". Но жизнеспособность театра - именно в разнообразии форм! На сцене может быть оркестр и киноэкран, а иногда режиссер вообще отказывается от действующих лиц и слов. Театр может вобрать в себя все.

По мнению Давыдовой, душа российского интеллигента "тоскует по искусству, которое было бы наивным, но великим, прекрасным и простодушным". Как в ставших классикой советских фильмах. Но простодушие и наивность утеряны театром потому, что утеряны обществом.

Плетнев - легенда, причем настолько, что даже не важно, что он собирается играть
На Платоновском фестивале, поскольку это не специализированный театральный смотр для гурманов, показывают и "хорошие спектакли". Но в программу актуального искусства всегда включают постановки, которые не стремятся выглядеть шедеврами.

- Мы привыкли, что действие течет гармонично, в конце наступает катарсис - а современные режиссеры не предусматривают этого катарсиса, не стремятся понравиться во что бы то ни стало (а иногда и намеренно вызывают отвращение!), но приглашают к со-думанию. Потому что искусство уже не хочет давать вам готовые ответы - оно вызывает вас к доске! - добавила Марина Давыдова. - Хороший спектакль - всегда загадка. Я могу не понять, что творилось на сцене, но потом прожить несколько дней, не в силах забыть увиденное. А когда нахожу ключик к режиссерскому замыслу, получаю истинное наслаждение! Театр, вопреки утверждениям неграмотных наблюдателей, стал развлечением для интеллектуалов - а был, напомню, довольно примитивной потехой для массы. До ХХ века были великие артисты, но не было качественной режиссуры, и театр не дотягивался до уровня драматургии, которую интерпретировал.

У воронежцев будет шанс оценить и нынешнюю драматургию (например, "Иллюзии" Ивана Вырыпаева), и нынешнюю режиссуру (которая, кстати, все чаще обходится без пьес). Чтобы составить свое, обоснованное мнение.

На любой слух

Аналогичный способ - "больше слушать" - подойдет тем, кто мечтает разобраться в музыке. На афишах филармоний стоит читать не только на "раскрученные" имена, но программы концертов.

- Часто для людей оказываются более понятными произведения программные (те, что имеют конкретные посвящения, а порой и говорящие названия. - "РГ") или с национальным колоритом - они есть, скажем, у Бородина, Мусоргского, Чайковского... Магнетическим воздействием на слушателя обладает такой композитор, как Иоганн Себастьян Бах, - поделился наблюдениями народный артист России, завкафедрой виолончели, контрабаса и арфы Российской академии музыки имени Гнесиных Владимир Тонха. - У нас чувствуется "голод" публики, запрос на качественную академическую музыку, ведь филармонии несколько сократили свои "серьезные" программы под предлогом того, что "народ не ходит". Но как он будет ходить, если его не информировать? Чтобы собрать полный зал, уже недостаточно по старинке вывесить афишу и дать объявление по радио или ТВ. Нужно воспитание публики - безусловно, это очень кропотливый каждодневный труд и директоров филармоний, и лекторов, которые могут выступать перед концертами, и, конечно, самих исполнителей.

Профессор Тонха тепло отозвался и о самой идее Платоновского фестиваля - тоже своего рода "программного сочинения", привлекающего внимание к одному из ведущих писателей ХХ века, которого знают не так хорошо, как хотелось бы.

- В России с Платоновым сравнятся не многие - хотя замечательными прозаиками были и Булгаков, и Набоков, и Бабель, и обожаемый мной Зощенко, который тоже выработал особенный по стилю русский язык, близкий, мне кажется, языку платоновскому, - сказал Владимир Тонха. - Подобным же образом оказался в тени Александр Твардовский, столь много сделавший для русской литературы (неужели его задвинули на второй план только за членство в КПСС?). Никому из наших писателей и поэтов не удалось создать образ национального героя, который бы сравнился по масштабу и всеохватности с Василием Теркиным. Неплохо было бы назвать и в его честь какое-нибудь постоянное мероприятие в области искусства - например, на смоленской земле.

Справка "РГ"

Международный Платоновский фестиваль проводится в Воронеже ежегодно в июне по направлениям: музыка, театр, изобразительное искусство и литература. Публику знакомят как с бесспорными достижениями, так и с экспериментами. В специальную программу выделены произведения, посвященные наследию крупнейшего русского прозаика ХХ века - Андрея Платонова. Фестиваль включает масштабную ярмарку некоммерческой литературы. Расписание - на сайте: www.platonovfest.com.
Российская газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе