Последний герой в Москве: гастроли пермского театра «У Моста»

И снова пермский театр «У Моста» порадовал москвичей своим визитом: в течение трех вечеров столичные театралы имели возможность насладиться совершенно разными постановками. 
Фотография Полины Королевой предоставлена пресс-службой театра


Театральный центр «На Страстном» гостеприимно предоставил свою сцену именитым пермским гостям. В этот свой гастрольный тур, прошедший с 16 по 18 февраля 2023 года, театр «У Моста» привез три спектакля: «Зверь» М. Гиндина и В. Синакевича, «Ирландский герой-гордость Запада» Дж. Синга и «Идиот» Ф. Достоевского.


Мне посчастливилось посмотреть поставленную С. Федотовым ирландскую историю, мастерски воплощенную на сцене актерами театра. Пермский театр давно и прочно связывают тесные творческие узы с Ирландией. Свою первую постановку пьесы известного ирландского кинорежиссера и драматурга Мартина МакДонаха режиссер и основатель театра Сергей Федотов осуществил еще 12 лет назад, за прошедшие годы в репертуар театра вошли все восемь из поставленных в театрах мира пьес МакДонаха, а сам театр «У Моста» стал признанным мировым экспертом в сценическом осмыслении его творчества. Театральная труппа не раз посещала Ирландию и, несомненно, возможность лично проникнуться её духом и колоритом способствовала более полному раскрытию артистами образов и характеров своих героев.

Однако в этот вечер в своем традиционном выступлении перед спектаклем Федотов представил произведение другого автора. Вниманию зрителей была предложена пьеса ирландского классика начала двадцатого века Джона Синга, ставшего своего рода предтечей Мартина МакДонаха.

«Ирландский герой-гордость Запада» — на первый взгляд, простая незамысловатая история о жизни и быте ирландских фермеров, живущих в небольшой деревне на берегу моря. Жизнь в глухой ирландской глубинке, лишенная каких-либо событий и новостей, течет примитивно и однообразно, все развлечения — лишь выпивка и мелкие потасовки, а любое неординарное происшествие тут же становится достоянием общественности и досужих сплетен. Не удивительно, что внезапно появившийся чужак привлекает к себе массу внимания, а известие об убийстве им своего отца только подогревает интерес, неожиданно возводя его в ранг местного героя. На фоне трусоватых, набожных, но верно спивающихся деревенских мужиков Кристофер Мехоун (его играет Вильдан Валиев) выглядит человеком, способным на Поступок – банальное бытовое убийство неожиданно для него самого делает его Героем в глазах местного населения, особенно для женщин. Под всеобщее одобрение Кристофер впервые в жизни чувствует себя уверенно, да и женское внимание ему льстит. Ну, как тут не вспомнить древнеримское «хлеба и зрелищ»?

Не избалованные новостями местные жители жаждут новых «зрелищ» — рассказа с кровавыми деталями убийства, о чем потом можно вдосталь посудачить, смакуя подробности и замирая от смеси страха и опасливого восхищения! В этих бытовых сценках актеры спектакля раскрывают все грани своих талантов – все артисты прекрасны! Каждый образ отличается тщательной проработкой деталей (мимика, голос), и каждый артист вносит свой заметный вклад в спектакль. Никто не остается незамеченным: без сомнения, главные герои убедительны и достоверны, но и второстепенные персонажи не теряются на их фоне. Но мои симпатии в этой постановке отданы Илье Бабошину, исполнителю роли Старика Мехоуна, и Ирине Моляновой, вдове Куин. И. Бабошин сумел показать многогранность своего героя – временами он смешон и нелеп, временами вызывает негодование и осуждение, но в финале зритель, наконец, осознает трагичность его судьбы и наполняется сопереживанием. Вдова Куин в исполнении Ирины Моляновой – это шквал противоречивых эмоций: от веселого смеха до искреннего сочувствия ее героине. Оба персонажа получились чрезвычайно яркие и запоминающиеся. Я восхищена игрой актеров, сумевших не только передать особенности своих героев, но и тонко сыграть на чувствах и эмоциях зрителя.

Как всегда, в спектаклях Федотова за антураж на сцене отвечают тщательно продуманные детали: барная стойка, камин с мерцающим внутри огоньком (будто в нем едва теплятся остывающие угли), грубо сколоченный стол с табуретами и даже залапанное (словно давно не мытое) стекло в окне – все это создает атмосферу дома небогатой, но финансово вполне стабильной ирландской семьи; а вечерний фоновый стрекот сверчков и лай собак оживляют эту картину. Костюмы актеров не броски, грим натуралистичен, а разбитая голова отца Кристофера Мехоуна выглядит весьма устрашающе — окровавленная рана на его темени заставляет зрителей невольно съеживаться.

Пьеса состоит из нескольких пересекающихся сюжетных линий, каждая из которых совсем не нова, но не потеряла актуальности и в наши дни. Одна из них связана с женщинами деревни: дочь хозяина бара по прозванию Пегин Майк (Анастасия Перова) – дева на выданье, ей «уж замуж невтерпеж», но что делать, если выбор доступных кавалеров в деревне не богат, а назначенный отцом «жених» — совсем не герой «её романа» и вызывает только постоянное раздражение? На фоне трусливых и вечно пьяных соседей Кристофер Мехоун видится ей невероятным смельчаком и «гордостью Запада», посмевшим попрать закон и мораль, и даже его статус отцеубийцы не смущает — скорее, придает ареол романтики. Она не скрывает своей заинтересованности в главном герое, и Кристофер отвечает ей взаимной симпатией. Впрочем, у Пегин Майк есть конкурентка – вдова Куин, овдовевшая вследствие бытового убийства собственного мужа. Уставшая от многолетнего одиночества, соскучившаяся по мужчине в доме, она тоже пытается привлечь внимание молодого Кристофера, намекая на их «общность» — обоим пришлось убить. Но внезапное «воскрешение» убитого отца кардинально меняет отношение жителей деревни к Кристоферу, сменяя вектор с любви и восхищения на насмешки и негодование по поводу «обмана» — несостоявшегося убийства. Далее следует стремительно развивающая, но абсолютно абсурдная цепочка событий: узнав, что убийство оказалось неудачным, и старик Мехоун ранен, но жив, жители деревни разочаровываются в своем кумире, их злые насмешки провоцируют Кристофера Мехоуна на повторную попытку убийства. Полагая, что теперь-то Старик Мехоун «испустил дух», селяне осуждают Кристофа и решают сдать его в полицию.

Настроения толпы такие переменчивые!

От любви до ненависти — один шаг и вот Пегин Майк, ловко орудуя раскаленной кочергой, уже помогает связать бывшего возлюбленного.

Режиссеру и артистам удалось создать захватывающий и, одновременно, глубокий по смыслу спектакль, где трагедия соседствует с комедией и фарсом, а доля черного юмора тщательно выверена до последней унции, балансируя на грани, но не скатываясь в чернуху!

Вечная тема «отцов и детей», поднятая в спектакле, не теряет актуальности в любые времена и в любом возрасте, и, возможно, кого-то заставит переосмыслить свои взаимоотношения с родными и близкими.

Значит, все это точно не зря!

Автор
Ирина ПРИКО специально для MuseCube
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе