«Отелло»: слова отброшены, тела разобраны, сердца раздавлены

В театре имени Вахтангова состоялась премьера танцевального спектакля, где страсти безмолвны, но так же горячи и разрушительны, как 400 лет назад у Вильяма Шекспира Это новая постановка хореографа Анжелики Холиной, чья прошлогодняя «Анна Каренина» стала событием в театральной жизни и вехой для вахтанговцев, а ее работа в «Евгении Онегине» Туминаса, безусловно, способствовала его успеху, да и Ольгу Лерман, играющую, к слову, во всех трех постановках, сделала вахтанговской звездой.

Григорий Антипенко в роли Отелло
Фото: Театр им. Вахтангова


О несчастном ревнивце кто только слово не замолвил – книжку все читали, оперу многие слушали и кино смотрели, но вот так, без гениального текста автора (хотя классический балет тоже есть), не станет ли животрепещущая история мавра и убиенной им жены пошловатой? Финал-то уголовный, без вариантов, - душит. Как это сделать «голыми руками»? То есть одной пластикой и даже без знаменитого вопроса мавра «Молилась ли ты на ночь, Дездемона»? Но, говорят, хороший хореограф языком тела даже таблицу Менделеева изобразит. А уж если ему в помощь хорошая музыка (Джон Адомс и другие современные композиторы), прекрасные, умные, костюмы и такие же декорации, то и вовсе не заскучаешь.


Центр сцены - огромная черная люстра, вверху похожая и на клетку с умершими птицами и внизу на остов корабля, на котором плывут на бой с турками моряки во главе со своим генералом (Отелло здесь не «страшилище чернее сажи», показывать инаковость через расовые различия или иноверство - это сейчас грубо, хотя, конечно, сам Шекспир позволял себе и не такие некорректности!). С ним Яго (великолепный Виктор Добронравов, убедительный, инфернальный злодей) и простак Кассио. Дездемона среди них в своих белых одеждах, с тонкой, легкой, импульсивной пластикой заранее трагична. Совершенно другие краски Анжелика Холина нашла для распутной Бьянки (Лада Чуровская) – резкие, выразительные, интригующие. Но едва ли не самая чудесная находка – все решения кордебалета. Девушки (на поклонах оказавшиеся все до единой красавицами) затянуты, как кегли, от талии до макушки в тонкую ткань, меняется лишь низ костюмов вместе с образами. Изумрудные шаровары и золотые носатые туфли, когда они танцуют турецкое воинство, юбки – волны, многоярусные оборки а-ля Кармен– губительные страсти. И уже в финале, когда танцовщицы все в черном кружат вокруг люстры–клетки, понятно, что это мрачные неотвязные мысли, мучающие Отелло, как стражники в тюрьме и что ад – у нас в головах и больше нигде.  


Режиссер: Анжелика Холина


В ролях: Григорий Антипенко, Ольга Лерман, Виктор Добронравов


ГДЕ: Театр им. Вахтангова, ст. м. «Смоленская», Арбат, 26


КОГДА: 1, 19 декабря


Цена билетов: 250 – 1600 руб.

Комсомольская правда


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе