Он был любимцем Мельпомены

Известные и малоизвестные страницы жизни Народного артиста России Валерия Сергеева

9 августа Валерию Валентиновичу Сергееву исполнилось бы 60 лет. Пять лет назад отмечали его юбилей. Сергеев встречал его в пути, театр ехал на гастроли.  Эти сентябрьские гастроли в Новороссийске оказались прощальными.

Обаяние его актерской натуры было неотразимо – ширь, удаль, размах и простор души,  открывающиеся в его ролях, сильное мужское начало, яркая театральность, блестящая ирония ума, стремительность реакции.


Его Наполеон в "Корсиканке", низверженный с высот и пьедесталов полководец, был не просто комической авантюрной историей, появившейся на сцене в начале 1991 года. Владимир Воронцов в своей постановке поразительно точно увидел время. Сергеев – Наполеон открывал зрителям глубины поведения человека в условиях великого поражения, распада государства, огромных утрат, он открывал секреты сохранения духа и подсказывал, как преодолеть  время испытаний…. Мамаев в "Мудреце" Островского,   хлебосольство  и юмор жизнелюбия  в Бахчееве («Фома»), парадоксы последнего романтического чудака ("Пылкий влюбленный"). 

Он был первым абитуриентом Ярославского театрального училища, приехавшим  к нам с самого края света.  Это был курс одного из лучших театральных педагогов страны  Виктора Александровича Давыдова. На курсе учились будущие знаменитые актеры – Виктор Смирнов, народный артист России, актер Александринки, Владимир Толоконников (Шариков из "Собачьего сердца", Людмила Манякина – заслуженная артистка России). Давыдову пришлось покинуть Ярославль внезапно – его спектакль "Мыслящие, любящие, одержимые" был признан идеологически вредным. Давыдов уехал на Север, в Северодвинск. Курс передали Сергею Ромоданову и Кларе Незвановой. Но ученики не хотели забыть учителя. И однажды, посреди учебного года  свершили побег – на Север! Инициатором поездки курса на Север, к опальному Давыдову был Сергеев. Ребят потом в училище песочили, грозили отчислением… Но это был поступок. И как радовался приезду учеников Давыдов! 

Иван в спектакле "Конек-Горбунок" был его первой ролью на Волковской сцене. Шишигин распорядился показывать этот спектакль в вечернее время для взрослых! И пригласил Сергеева в труппу.  Молодые герои Сергеева никогда не были плакатными. Они задавали острые, нелицеприятные вопросы времени, себе и зрительному залу… В спектакле "Гнездо глухаря" по пьесе Виктора Розова (постановка В. Воронцова) Сергеев играл молодого паренька, Прова, сына крупного советского чиновника, отца, забывшего не только об "идеалах", но и о нравственности.

Пров - Сергеев читал стихи Багрицкого, известные строчки, но читал их не пафосно, как это было положено в те времена, а горько-вопросительно: - Нас водила молодость в сабельный поход? Нас бросала молодость на кронштадтский лед? Боевые лошади уносили нас? На широкой площади убивали нас?... Это была, вспоминая другого поэта, "насмешка горькая обманутого сына над промотавшимся отцом"… Младшее поколение вершило суд над старшим.

Вскоре режиссер Ростислав Голряев пригласил Валерия Сергеева на главную роль ученого-физика Мити в 6-серийном фильме "Солнечный ветер" на ЦТ.. Его партнерами в фильме стали Андрей Попов, Нина Упргант, Майя Булгакова, Леонид Марков, Николай Еременко, Вкера Васильева, Любовь Виролайнен. Позднее, Сергеев говорил о том, что это была великая школа актерского мастерства.

На творческих вечерах молодому герою сериала задавали вопросы  – где вы научились так профессионально рубить дрова, так грамотно и любовно пеленать ребенка… Но он с мальчишеских лет рубил дрова – жизнь в суровых условиях Сахалина и Хабаровского края, приучила его к самостоятельности. Он был в доме не пацаном, а мужчиной, мужиком - колол дрова, топил печь, доил корову…  На Сахалине – в городе Макаров, жили в деревенском доме, держали скотину, он ездил на море за рыбой, был добытчиком, рядом росли две маленькие сестры, он был опорой своего женского царства – помогал матери, бабушке. А пеленать детей? Ножку сюда, ножку туда, пеленку под ножку, и знал, что  раньше пеленали не так, а чтобы все было жестко.  Но к этому времени он сам был молодым отцом двоих детей – дочери Ольги и сына Димки.

Теперь мало кто помнит, что в 1995 году Сергеев принял на себя тяжкое бремя директорства в Волковском театре. Решился на этот шаг непросто: распавшийся и враждующий театральный коллектив с забастовками, митингами, судебными разбирательствами. Вместе с Владимиром Боголеповым Сергееву удалось «соединить распавшиеся связи времён», прекратить в театре затянувшуюся войну театральных группировок, наладить полноценную творческую жизнь. Сергеев заявляет о главных принципах жизни театра - бережном отношении к традициям русской театральной школы. И одновременно – открытости театра эксперименту.

Русская классика - Гоголь, Островский, Чехов, Достоевский, Толстой - определяет репертуар театра.  Владимир Боголепов ставит  «Кавказский роман» Толстого, «Фому» Достоевского, «Ревизор» Гоголя, «Чайку» Чехова. На постановки спектаклей приглашены известные режиссеры страны и зарубежья - Борис Луценко (Минск), Александр Григорян (Ереван), Александр Кузин (визитной карточкой театра становится на долгие годы его спектакль «На всякого мудреца довольно простоты»), Александр Попов (Тула), Сергей Яшин (Москва).  Могучие и сильные страсти звучат в «Гамлете» и «Короле Лире». Иван Раймонт осуществляет на сцене Волковского свою знаменитую трилогию («Платонов, «Король Лир», «Кьоджинские перепалки»).  При Сергееве в театре начинает работать Камерная сцена.

Помня решительные шаги Фирса Шишигина по омоложению труппы, Сергеев обновляет театральную труппу, вливая в нее молодые силы – лучших студентов двух волковских курсов, выращенных Ярославским театральным институтом совместно с театром. Сегодня практика театра подтвердила правоту его и Боголепова выбора. Александра Чилин-Гири, Наталья Мацюк, Ольга Старк, Виталий Даушев, Николай Шрайбер, Руслан Халюзов, Кирилл Искратов, Сергей Карпов  – сегодня в центре не только репертуара, но и жизни театра.

Накануне 250-летнего юбилея русского театра Сергеев с помощью "Росзарубежцентра" и Валентины Терешковой, принимавшей в жизни волковцев деятельное участие (Терешкова была не гостьей, а почти частью театра), организовал гастрольное турне по Европе  – Париж, Прага, Будапешт, Берлин, Хельсинки, Копенгаген. Потом были гастроли в Египте, США (Вашингтон и Нью-Йорк), сцены Бразилии и Аргентины, фестиваль Российского искусства в Японии. Везде спектакли волковцев получали сердечный отклик зрителей, а театр ощущал этот зрительский резонанс и обретал новый облик и ценностный статус.

Боголепов и Сергеев

Валерию Сергееву принадлежит идея Волковского фестиваля. Он воплотил его в жизнь, провел и подготовил восемь фестивалей. Международный Волковский фестиваль стал престижным, палитра его была  и остается щедрой и богатой – от балета до театра кукол, от трагедии до великого маскарада.

Когда  Институт русского языка в Японии (Токио) объявил конкурс в России на лучшую работу "Русский язык в моей жизни и профессии" Валерий Сергеев принял в нем самое живое участие. Он написал о том, как он рос в Южно-Сахалинске,  как прислушивался и к японской речи, как русская речь воспитала его актерскую натуру, какие образные глубины таятся в русском языке, родившем наших великих поэтов…  наших писателей,  о том, что русский язык отражает русский характер и русскую душу.  Валерий Сергеев стал победителем этого конкурса и был приглашен в Токио. Он поехал туда со своей неразлучной гитарой. Его спектакли-концерты "Сергей Есенин" и "Булат Окуджава"  нашли в японских зрителях всемерный отклик, а Валерий благодаря своему обаянию, быстро сумел завязать творческие и деловые связи с театральными деятелями Японии. Он рассказывал о Первом театре России. 

С японскими друзьями перед театром Кабуки

Итогом его поездки стало участие Токийского Молодежного театра со спектаклем "Босоногий Ген" в Волковском фестивале (судьба мальчика из Хиросимы стала событием фестиваля). А в Ярославль вскоре прибыла  весьма авторитетная делегация из Японии.  10 профессоров, специалистов в области театра смотрели весь репертуар. Японцы отобрали тогда "Ревизор" Гоголя и чеховские водевили. Волковский театр был приглашен  участвовать в фестивале "Русское искусство в Японии". Волковцы давали спектакли в течение двух недель. "Ревизор" шел на большой сцене, Чехов – на Камерной     в театральном комплексе Токио Метрополитэн Арт Спейс.  Японские театральные критики отдали должное профессионализму труппы, уважительному отношению к традциям, что для них было особенно важно. Но их воображение поразил и мизантропический Хлестаков- Евгений Мундум, которого токийская критика сравнила с булгаковским Воландом. Тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой, прилетевший на два дня в японскую столицу и заглянувший на спектакль ярославцев, не скрывал своего раздражения.

– Каким образом Волковский театр стал участником фестиваля, минуя Министерство культуры? Почему мхатовскому "Королю Лиру" в постановке японского режиссера Тадаси Судзуки в рамках фестиваля отдан только один вечер, а волковцам подарили  две недели?!!

Валерий Сергеев вежливо отослал министра к принимающей японской стороне.

Он  безумно торопился жить. Эта жажда жизни чувствовалась во всем, он как будто предчувствовал свой ранний уход. И задумывался о смерти. В Токио он нашел время для поездки в русский православный храм святого Николая.  Долго разговаривал со священником.  Вопросы веры были для него далеко не праздными.

Сергеев. Православный храм Николая Дo. Токио

В свое время он придумал спектакль «Верую!» по мотивам рассказов Василия Шукшина. Играл в нем роль "от Автора". Спектакль играли в районах области, в глубинке, в Ярославле его показывали редко, на сцене театра кукол…  Он был камерный, негромкий, доверительный, очень человеческий. Играли в нем Сергей Тихонов и Наталья Сергеева. А начинался он новеллой «На кладбище». Роль Автора была для Сергеева исповедальной. Это  была не столько роль, сколько миссия художника, остро чувствующего трагедийность шукшинского слова, с его болью и смутной, бередящей сердце думой о смерти. Герой стоял над обрывом, на «краю» жизни. Тут-то и происходила знаменательная его встреча со Старухой.

С Юрием Григоровичем

Непростая это Старуха.… Не со Смертью ли повстречался Автор на этом погосте? Не по нему ли плакала-убивалась она, предсказывая преждевременный его уход? Шукшин писал о самом сокровенном, о себе…  Но это было чрезвычайно близко Сергееву и его сердцу. Так же, как и лирико-трагическое мироощущение Есенина. Теперь чувствуешь в этом мистику, предсказания.… Старуха торопилась рассказать о своих видениях, всматривалась в лицо собеседника и отворачивалась от него, точно видя близкую его гибель.… А он спешил дорасспросить, допытаться, дознаться о… не получал прямого ответа.  По привычке доставал сигареты,  прятал их снова в карман, не решаясь закурить при Ней, при таинственной повстречавшейся Судьбе… «Дар напрасный, дар случайный, жизнь – зачем ты мне дана?…» 

С Татьяной Дорониной

Он знал, зачем…  Он принял и удержал театр в лихие 90-е… Он многое сделал для приумножения славы театра, который ценил традиции и одновременно был открыт смелым экспериментам. Пройдет пять лет после его ухода, и Театр станет другим. И пойдет дальше, по новым путям. Но то, что было когда-то заложено мастерами, останется. Есть в этом театральном фундаменте часть жизни и творчества Валерия Сергеева.

Волковцы решили осенью провести творческий вечер, посвященный 60-летию Валерия Сергеева.

Он ушел из жизни в последний день гастролей театра в Новороссийске. Ушел во сне. За окнами шумело море. Из детства, бумажным корабликом,  выплывали воспоминания о первых съемках на Южно-Сахалинской студии телевидения, первых ролях на Волковской сцене – его "Соловьиная ночь", его "Тревожный месяц вересень", его "Брат Алеша", "Гнездо глухаря", его 100 раз сыгранный Наполеон в "Корсиканке"….

Прага С режиссером Иваном Раймонтом

В Вашингтоне, на Висконсин-авеню находится Театр Гарольда и Сильвии Гринберг, театр Американского Университета. На этой сцене волковцы давали свои гастроли весной 2004 года. Вскоре американцы приняли участие в Волковском фестивале.

Когда Валерия Сергеева не стало, друзья в США решили увековечить его память. На одном из кресел зрительного зала театра прикреплена пластина с надписью:  "Памяти народного артиста России Валерия Сергеева".

И далее строки Станиславского: 

"Love art in yourself, not yourself in art".

Люби искусство в себе, а не себя в искусстве".

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе