Нужное подчеркнуть

Театр: итоги 2008 года

Судя по тому, какое возбуждение творится в современном отечественном кино, какие бурные дискуссии возникают по поводу самых разных фильмов, кажется, что в нашем искусстве после нескольких лет довольно бессмысленного "шума" начинается новый всплеск.

Одним из его явных признаков стал тот напряженный диалог с прошлым, который ведут - каждый по-своему - Алексей Герман в фильме "Бумажный солдат"  и Алвис Херманис в спектакле "Рассказах Шукшина". 60-е годы становятся точкой отталкивания, по отношению к которой обсуждается мера наивности и цинизма, внутренней свободы и прагматизма, конъюнктурности и идеализма, европейскости и русскости и того, что с ними стало.

Не случайно именно вокруг них развернулись критические и общественные баталии. "Бумажный солдат", претендующий на документальность, на реконструированную подлинность среды и атмосферы, стилизующий фильмы Марлена Хуциева, "вчитывает" в 60-е цинизм, которым им был не свойствен. Алвис Херманис, сочинивший свое путешествие "вглубь России", в Сростки, на родину Шукшина, извлек из него утопию простодушной, заповедной страны чудаков и юродивых, и - в то же время - эффектный фотоколлаж, юмористически стилизованный в духе Benetton. Лица реальных людей из Сростков оказались вписаны в глазурованный дизайн.

Кажется, что основная дискуссия в случае с данными режиссерами развернулась именно вокруг слова "имитация". И в том, как ее по-разному понимают художники и зрители, слышны судьбы ближайшего искусства.

Имитация - когда художник использует какой-то материал, эпоху, фактуру, историю не потому, что они органичны, необходимы в перспективе его собственного духовного опыта, а потому, что на них легко построить ту или иную художественную и этическую позицию, образовать эстетическую дистанцию. Это отчужденный опыт. Так сделаны "Рассказы Шукшина" - отлично во всем остальном продуманный продукт широкого, отечественного и европейского пользования. До сих пор эти два потребительских рынка почти не пересекались. То, что хорошо русскому, европейцу как правило - смерть. Казалось бы, рассказав о русской глубинке 60-х годов, Херманис потрафил и тем, и другим. Но в итоге - не задел, ни к чему серьезному не прикоснулся, ограничившись производством еще одного квази-продукта, от которого пребывают в восторге одни и в отвращении - другие.

В отличие от имитационного искусства, которого было довольно (хоть  "Крейцерова соната" в МХТ с Михаилом Пореченковым, где он пытается, но не может играть глубоко и тонко), было в этом году и нечто аутентичное. Вот новый худрук Вахтанговского Римас Туминас высказался в "Троиле и Крессиде" про исполненный имитаций мир. Вот Дмитрий Крымов поставил "Опус №7", где (пользуясь возможностями фестиваля "Территория", самым тесным образом связанного с государственными деньгами) рассказал о страшном и опасном сращении искусства с государственной машиной.

Вот, под самый конец года, уже отлаженный механизм "Новой драмы" сработал самым чудесным образом: исполнились многолетние чаянья театрального люда, новый режиссер встретился с новым автором и породил новый театр. Москвич Филипп Григорян поставил пьесу минчанина Павла Пряжко "Третья смена" в театре Йозефа Бойса на "Проекте Фабрика". И, наконец, стало ясно, что матерно-пубертанный язык персонажей минского драматурга - это только поверхность его провокационно-философского театра.

Посмотрим, что готовит год грядущий. Экономика вносит свои коррективы в жизнь культуры, но ведь самое интересно - когда понимаешь, что не можешь предсказать ход дальнейших событий. И когда жизнь ставит на сцене что-то свое.

Алена Карась

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе