Новоселье Театра.doc стало вечером солидарности

На новоселье московского Театра.doc, переехавшего на площадь Разгуляй, отделить артистов от публики было почти невозможно


Капустник документального театра — диковинный жанр, но открытие нового «Дока» было не столько представлением «театра, в котором не играют», сколько новосельем. Была, конечно, программа из отрывков будущих спектаклей, комических номеров и даже блатных песен. Был конферансье Алексей Юдников в строительной каске, шутивший про согласование вечера с Москомимуществом (выселившим «Док» из подвала в Трехпрудном переулке, который независимый театр арендовал 12 лет). Но вообще-то программа могла быть какой угодно, ее даже могло не быть вовсе. Событие состоялось еще до того, как один из основателей Театра.doc — драматург Михаил Угаров произнес первые слова. И этим событием была публика.

Ее было много. Она не вмещалась в зал. Она покупала билеты по цене, которую определяла сама (деньги пойдут на дальнейший ремонт здания). Она пришла не послушать номера, а просто засвидетельствовать: мы вместе.

Театр.doc начал искать новое помещение с октября, как только стало известно, что на площадку в Трехпрудном расторгнут договор аренды. Искать помогали зрители. Директор «Дока» Елена Гремина рассказывает, как ездила с «группой поддержки» (драматургами, художниками, актерами) по разным адресам, пока наконец не появился (по цепочке, через риэлтора — мужа одной из зрительниц) нужный вариант: часть особняка XVIII в. (усадьба Савиных) на Спартаковской улице, 3, стр. 3. «Правда, подлинного там остались только стены и фасад, внутри все уничтожено в ходе истории ХХ в.», — говорит Гремина. Зато эти стены многое помнят. Здание связано с фамилией не только Савиных, но и Закревских: Аграфену Закревскую, жену московского губернатора, обессмертил Пушкин («беззаконная комета» — это она) — и на эту тему на открытии нового «Дока», конечно, тоже пошутили. Как и про то, что многие из собравшихся в зале с голыми кирпичными стенами и аутентичными деревянными балками под потолком отчищали эти балки и эти кирпичи, приходя добровольцами на доковские субботники, благодаря которым запущенное здание удалось привести в порядок за полтора месяца. Ремонтом занимались актеры, драматурги, режиссеры, художники, театроведы, зрители — один из них, Олег Карлсон, оказался профессиональным архитектором: он сделал проект и взялся руководить всеми работами.

Театр.doc с момента возникновения был сообществом, объединившимся сначала вокруг эстетической идеи («театр, в котором не играют»), но быстро ее переросшим. Просто в силу того, что в случае документального театра эстетика не могла не превратиться в этику и политику — не только в смысле острых текстов и постановок, но и возможностей независимой гражданской платформы.

Закономерно, что в 2014 г. у «Дока» начались проблемы: цена независимости за последнее время сильно возросла. Надавить на театр привычными средствами — через Минкульт, отказывающий неугодным власти проектам в финансировании, — было невозможно: «Док» ничего и никогда у государства не просил. Поэтому претензии возникли не у Минкульта, а у Москомимущества. А кульминацией истории стал приезд полиции 30 декабря во время показа в Трехпрудном документального фильма «Сильнее, чем оружие» о событиях на майдане. В помещении прошел обыск, руководителей «Дока» вызывали в Минкульт для беседы о «необходимости соблюдения действующего законодательства в сфере проката кинофильмов на территории России». Понятно, что вопросы к «Доку» со стороны государства вряд ли закончатся. Но переезд с ремонтом доказали способность независимого сообщества под давлением становиться сильнее.


Фото: Олег Карлсон

Автор
Олег Зинцов Vedomosti.ru
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе