Пьеса поставлена и не старомодно, и не суперсовременно. Найдена
гармония, найдено взаимопонимание между автором века XIX и режиссером века XXI.
Потому при просмотре не возникает ни малейшего ощущения неестественности или
фальши.
Начало: на сцене появляется Гоголь собственной персоной. Молча
проходит вдоль рампы, внимательно оглядывает зал… Ну, а дальше!.. Действие
обрушивается сразу, лавинообразно. Кипучий город, рыночная площадь с лавками
и трактирами, – торговля, сплетни, тарыбары… Вообще, суета – это один из
основных персонажей пьесы. Она передана изумительно. И темп задан хороший, он
еще подогревается музыкой – разухабистой и частенько издевательской. Впрочем,
разной. Например, «тема Хлестакова» – почти «Умирающий лебедь»: там, где он
изображает натуру тонкую, ранимую, неправедно гонимую злым трактирщиком…
Пародия, конечно… Звуковой и музыкальный ряд выстроен тщательно и удачно.
Неоднократно в течение спектакля раздается реальный гром среди ясного неба:
К НАМ ЕДЕТ РЕВИЗОР!.. Мене, текел, фарес… Панически крестятся бедные чиновники.
Ох, не раз еще им придется креститься, помужицки, порусски…
Буквально через пятьдесять минут просмотра к зрителю
возвращается понимание того, что «Ревизор» – действительно, КОМЕДИЯ, что это
прежде всего очень смешно. Нет надобности пересказывать спектакль, я выделю
некоторые, на мой взгляд, самые яркие места.
Как убедителен почтмейстер (кстати, загримированный под
Пушкина, отчего в хлестаковском хвастовстве «с Пушкиным на дружеской ноге»
усиливается комический эффект): ведь и правда, до чего же увлекательно чтение
чужих писем!.. «Верю!».
Две истерички, мать и дочь, Анна Андреевна и Марья Антоновна, по
умственному развитию – вполне ровесницы, стиль общения – совершенно
базарный…
Бобчинский и Добчинский, похожие на двух пронырливых, злобных
собачонок, облаивающие всех, да хвостыто поджимающие… «Ай моська! знать, она
сильна…».
Земляника в женском костюме, под вуалью – для конспирации:
правдолюбец, но как бы чего не вышло!.. – вдохновенно доносящий на прочих…
(Нельзя не отметить, как хорош в этой роли Юрий Сорокин).
Чиновники, закатившие убойный обед для Хлестакова, стоя в ряд,
синхронно качаются – частью от опьянения, частью из угодливости…
Разумеется, главный герой Хлестаков (Сергей Шарагин) –
инфантильный до невозможности, хитрый, испорченный, избалованный мальчишка
с комплексом неполноценности и голосом, постоянно срывающимся на фальцет.
Бешеное тщеславие – движущая сила всего его поведения. А голубая мечта проста
– вот: «Преданность и уважение, уважение и преданность!»…
Вместе с растущим к кульминации напряжением веселье както
сходит на нет, вернее, оно видоизменяется. Количество смеха переходит в качество
слез! И уж совсем печальна сцена с обманутой Марьей Антоновной, гордо, но
чересчур поспешно надевшей подвенечное платье…
Знаменитая немая сцена – вот вам целый музей восковых персон
мадам Тюссо. Среди застывших фигур снова проходит Гоголь…
Задача настоящего режиссера – добиться от актера всего, на что
тот способен, по максимуму раскрыть каждого. Да, «Ревизор» – авторский
спектакль, как бывает авторское кино. Но именно режиссер сделал в этом спектакле
актерский ансамбль. И спектакль получился ярким, эффектным,
профессиональным.
А что же зрители?.. На премьере было много молодежи. Ребята
смотрели, очевидно, сперва потому, что их сюда привели преподаватели. Потом
– потому, что сами завелись и заинтересовались. Как они реагировали, как громко
шептались, как аплодировали в конце!.. Зал (не только молодежь) встал и долго не
отпускал актеров, не жалея ладоней, благодаря изо всех сил.
Чуть ли не единственный «новаторский» штрих – это песня Игоря
Талькова «Россия», звучащая в заключении постановки. Спорный, пожалуй, штрих.
Россия: образ в развитии… А песня, которая лично мне чужда «газетным» текстом,
не лжет в интонациях, в музыке, в исполнении. И она, как ни странно, всетаки
«ложится» на финал спектакля.
Да, все это – Россия…