«Мюзикл — что-то пограничное между театром и спортом»

Польский режиссер Януш Юзефович — об успехе русского 3D-мюзикла и вкладе мигрантов в мировое искусство.
Знаменитый польский режиссер Януш Юзефович известен тем, что первым придумал заменить обычные сценические декорации их виртуальными аналогами. 

Новый вид мюзиклов Юзефович называет русскими мюзиклами, ведь свои эксперименты он проводит на московских и петербургских сценах. Критики до сих пор не решили, пользу или вред несут виртуальные технологии театральному искусству. Однако Бродвей задумку оценил. Накануне нового года пришло известие, что мюзиклы «Пола Негри» и «Джульетта и Ромео» с российской сцены перекочуют на Бродвей. Подробности корреспонденту «Известий» рассказал режиссер Януш Юзефович. 

— Януш, говорят, вас можно поздравить? Мюзикл о жизни российской эмигрантки поставят на Бродвее? 

— О, дзякую. Это большая удача, я считаю. Американские продюсеры на днях приезжали в Россию, смотрели «Полу Негри» и заявили, что хотят такое же на Бродвее. Я счастлив и удивлен. Бродвей — это такое консервативное место, там делают продукцию, в успехе которой гарантированно уверены. Например, там всегда ставят мюзиклы из жизни тридцатых годов. Это кассово. Это денежно. И раз уж их заинтересовала моя технология, значит, в ее успехе они тоже не сомневаются. Вы же видели мой мюзикл, понимаете, в чем там фишка, да?

— Да, я видела ваш мюзикл — и как в Диснейленде побывала: и на самолете полетала, и на дирижабле, и океанской водой меня облили... И, самое удивительное, все декорации — виртуальные. В общем, вы тот человек, который всё это придумал. Так?

— Мне стыдно так нескромничать, извините, но это так. Мюзикл-аттракцион. Когда я это придумал, я был уверен, что это неоригинально и где-то уже есть. Я поехал в Америку и ничего не нашел. К сожалению, до меня 3D никто не сочетал с театром.  


режиссер Януш Юзефович
фото: пресс-служба театра Российской армии


— А как вы додумались до этого?

— Все из-за того, что я чуть не убил актера Алексея Кортнева. Только не я, а декорации, конечно же. Мы ставили мюзикл «Иствикские ведьмы», там были очень сложные и громоздкие конструкции, я их придумал сам. Но Кортнев зачем-то замешкался, что-то пошло не так. В общем, его чуть было не убило этой штукой. Тогда я понял, что виртуальные декорации намного безопаснее. 

— Вот теперь декорации никого не убьют, потому что вы убили традиционные декорации.

— Мне не жалко. Кино сначала тоже было немое, потом  стало кино звуковое. Но ведь никто не снимает обратно немое кино. Кино стало другим. Мюзикл тоже другим будет. Что такого-то?

— А вам не кажется, что вы открыли путь к халтуре? Ведь теперь очень легко будет сделать ставку на 3D-эффект, на аттракцион, особо не заморачиваясь ни на игре актеров, ни на сценографии.

— Мне это очень огорчительно было бы. Я-то хочу, чтобы все компоненты были на высоком уровне и чтобы, если выключить 3D, всё равно спектакль был интересен. В идеале все эти вау-технологии должны быть только соусом.  

— Но приготовленным по очень специфическому рецепту.

– Ну как бы да. И создание таких технологий — это особое искусство. Здесь надо каждую сцену обдумать, проработать. У нас есть, например, такой эпизод, когда два комиссара на лошадях въезжают на улицу, а у них из-под копыт... как это по-русски... голубцы?

— Голуби, наверное? 

— Да, конечно, не голубцы, а голуби разлетаются. Это очень сложный момент, мы над ним весьма долго работали, ведь лошади-то настоящие, а голуби — 3D. И у нас получилось сделать так, чтобы зрители не понимают, что птицы виртуальные. 

В этом задача и актера — сосуществовать одновременно в материальном и виртуальном пространстве. Очень интересная задача, мне кажется.


Режиссер Януш Юзефович на репетиции
фото: пресс-служба театра Российской армии


— То есть задача такого мюзикла в том, чтобы зритель не заметил границ между виртуальным и реальным?

— Да, и это тоже. Это задача в том числе, понимаете? И это новый вызов актеру. Поэтому я считаю, что с применением 3D-технологий мюзикл перестает быть мюзиклом и становится новым видом искусства. Причем я говорю именно о мюзикле, а не о кино, потому что 3D-технологии лучше работают не в кино, а на сцене, где все неочевидно, неожиданно.

— А как вы относитесь к мнению о том, что в России мюзикл плохо приживается?

— Знаете, мы не рабы культуры, мы ее создаем. Помню, я делал в Москве мюзикл «Метро». Был 1999 год, никто и не догадывался, что такое мюзикл. Думали — вот, выходят на сцену какие-то народные коллективы, поют и всё. Я набрал людей, работал, тренировал, объяснял, что мюзикл — это самый сложный вид искусства, похожий на спорт.

— Мюзикл похож на спорт?  

— Да, это что-то пограничное, между театром и спортом. Нужно быть в хорошей форме, нужно постоянно двигаться. Я, например, несколько раз видел пьяных актеров в обычном театре. А в мюзикле такого быть не может. Пьяный или больной человек в мюзикле никак не сможет сыграть… 

В общем, мы отвлеклись. Так получилось, что когда мы поставили мюзикл, все сказали — вау. С этого начался русский мюзикл. Поэтому у людей искусства есть два пути: либо заведомо делать то, что зритель любит, либо делать и показывать новое, то, что зритель потом будет любить. Я выбираю второе.

— В вашем мюзикле главную героиню — Полу Негри называют русской, хотя она — из Польши. Вы сделали это специально, чтобы угодить российскому зрителю?

— Ни разу нет. Пола Негри — суперзвезда немого кино, она была из России. Она родилась, когда Польша была частью Российской империи. Пола говорила по-русски, училась в петербургской балетной школе. И ее успех в мировом кинематографе был во многом обусловлен российской геополитической ситуацией.

— Вы имеете в виду развал Российской империи?

— Сначала развалилась империя, потом Варшава стала частью Германии... Пола кочевала из России – в Германию, из Германии – в Америку. Она никогда не была у себя, она всегда была мигранткой, и это — залог ее успеха. Ей приходилось работать, работать и работать, ни на кого не полагаясь. В те времена выходцы из России серьезно повлияли на искусство.

— Кстати, вот и вы тоже — человек из Польши, ставите мюзиклы в России, а Россия открывает вам дорогу на Бродвей. 

— Да, знаете, мы и сегодня живем в особых геополитических условиях. Я, кстати, думаю, что среди нынешних мигрантов, которые покинули свои родные земли, растет новое поколение людей, которые дадут искусству новый толчок. 

— Януш, знаю, что вы много лет работаете над постановкой «Мастера и Маргариты». На будущий год мы празднуем юбилей Булгакова. Нет пора ли показать, что вы сделали? 

— Ох, больная тема. У меня есть замечательное либретто, но, боюсь, что не успею сделать мюзикл. В Петербурге уже есть «Мастер и Маргарита», поэтому надо подождать. Но на будущий год я планирую поставить «Питера Пэна»… И еще у меня есть дело прямо сейчас. Я должен бежать и волноваться. 

— Что-то произошло?

— Я буду играть в «Поле Негри» роль режиссера Эрнста Любича.

— Почему вы? Его же Гоша Куценко играл. С Гошей всё в порядке? 

— Да, Гоша в норме. Просто у продюсеров возникла идея, чтобы в нескольких спектаклях перед Новым годом сыграл я. И вот я сначала думал, самое сложное — это переиграть Куценко, он же у вас суперзвезда. А оказалось, что русский язык — сложнее, чем Куценко. Раньше я считал, что русский знаю, но теперь понял, что не знаю. Оказывается, я неправильно ударения ставлю. Ужас какой.

— Барбаре Брыльской это не помешало.

— Это потому что она красивая была.

— Но вы тоже ничего.

— Спасибо, это приятная неправда. Но я всё равно убегу от вас. Мне нужно поволноваться в одиночестве. Извините, спасибо, до встречи. 


Справка «Известий»

Януш Юзефович родился 3 июля 1959 года. Польский актер и режиссер. Выпускник Варшавской театральной академии. Самая значимая работа — польский мюзикл «Метро», рассказывающий о жизни его поколения и ставший самым выдающимся культурным феноменом последних лет. Московская постановка «Метро» была отмечена сразу двумя «Золотыми масками», а всего в мире спектакль  просмотрело около 2 млн зрителей. 

Мюзикл «Пола Негри», поставленный в 2013 году в Санкт-Петербурге в ДК имени Ленсовета, стал первым российским мюзиклом, созданным с использованием технологий живого 3D. Декорации спектакля выполнены в виде 3D-образов, которые проецируются на специальный экран. 
Автор
Евгения Коробкова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе