«Мы играем, чтобы раскрыть себя»

Рассказываем, как Владимир Калюкин работает с актерами и одновременно помогает рыбинским экскурсоводам.

Актер рыбинского драмтеатра в очередной раз примеряет на себя роль режиссера. Он ставит спектакль «Три плюс кот», премьера которого запланирована на май.



Семейство кошачьих

Артиста РДТ Владимира Калюкина заядлые театралы знают по множеству ярких ролей в театре. Но периодически он выступает и в роли режиссера, ставит интересные спектакли. Сейчас Калюкин вместе с актерской труппой работает над пьесой «Три плюс кот». Ее автор – Евгений Шестаков, известный современный писатель-сатирик, автор монологов Шифрина, Хазанова, Евдокимова.

Пьеса «Три плюс кот» привлекла Владимира Калюкина своей необычностью, красочной театральностью. Она рассказывает о нелегком поиске счастья. Почему-то это одна из самых сложных тем в человеческих взаимоотношениях. Кажется, что счастью всегда что-то мешает. Люди не сходятся характерами, содержанием.

— А еще люди глупее животных, — смеется артист. — Об этом сам Юрий Никулин говорил. Дескать, голодный артист выйдет играть, а вот голодного льва не заставишь прыгать с тумбы на тумбу. Очевидно, что кошки гораздо совершеннее людей. Поэтому в новом спектакле именно они будут рассказывать о людях, которые до предела заморочены, не могут решить простые проблемы, выдумывают себе сложности на пустом месте.

В спектакле заняты ведущие актеры Рыбинского драмтеатра, в том числе талантливая молодежь — Александра Капырина, Софья Скрябина, Дмитрий Медведев.

Новая постановка обещает быть яркой, в чем-то фантастичной, динамичной по цветовому и музыкальному решению. И обязательно очень смешной. Да, это будет комедия, но такая, что заставляет глубоко задуматься.

— В пьесе поставлены серьезные вопросы, которые решаются через шутку, юмор, острую форму. Есть отсылки на гэги, появившиеся еще в эпоху Чарли Чаплина, — интригует Калюкин.



Он же режиссер

О том, насколько тяжело совмещать две роли – режиссера и актера, Владимир Калюкин рассуждает философски.

— Я легко переключаюсь с одного ремесла на другое. Как актеру мне проще, потому что, по сути, отвечаю только за себя. У режиссера все по-другому. Он держит под контролем все – от создания декораций до нюансов игры актеров. Это непросто, но очень увлекательно, — рассказывает артист.

Работая режиссером, он видит свою задачу в том, чтобы доходчиво объяснить актеру его роль. Здесь Калюкин во многом ориентируется на заветы грандов русского классического театра.

— Анатолий Эфрос гениально объяснял актрисе Алле Демидовой, игравшей Раневскую, как нужно прочувствовать перспективу расставания с дорогим сердцу вишневым садом. Говорить о том, что это часть ее сущности, души, бесполезно, артисту нужны точные формулировки. Эфрос сказал – представьте, что вы смертельно больны. К вам пришел врач и заявил, что болезнь излечима. Только для этого надо нос поставить ближе к уху, а левый глаз сдвинуть в сторону. Женщина согласится на такое? Вряд ли. Для того чтобы почувствовать, как играть душевное смятение, порой нужно его испытать в реальности, — рассуждает Калюкин.

Он старается не пропускать ни одного своего спектакля, пересматривает постановки снова и снова. Коррективы не вносит. Сама жизнь делает один и тот же спектакль уникальным.

— В театре не бывает повторов. Одно и то же произведение каждый раз звучит по-новому. Потому что актеры – живые люди, у них каждый раз чуть другое настроение. Их настоящие чувства и эмоции отражаются в спектакле, преображая его. Евгений Вахтангов заставлял актеров читать вечерние газеты. Вдруг попадется то, что по теме, эмоциям, мыслям совпадает с пьесой. Актер прочитает, выйдет на сцену, а там, в зале, сидят зрители, которые тоже в курсе последних новостей. В своих ощущениях, мыслях они будут на одной волне, — рассказывает Владимир Калюкин.

Работая над спектаклями, режиссер постоянно напоминает актерам – в театре всегда нужно идти вперед. Не важно, что было у тебя вчера – успех или провал. Настал новый день, ты пришел в театр, а значит, надо вновь начинать работать.



Байка о щепке

Владимир Калюкин – натура увлекающаяся. Круг его интересов одним театром не ограничивается. Он любит Рыбинск, ему нравится гулять по городу, смотреть на него с разных ракурсов, находить интересные уголки. Поэтому он знакомит с Рыбинском туристов. Надевает костюм горожанина образца XIX века и сопровождает экскурсии.


— На поле экскурсоводов я не захожу, про исторические факты не рассказываю. Моя задача — чтобы гости города ощутили дух, атмосферу старинного Рыбинска. Поэтому мой конек – представление, я рассказываю истории, байки, которые где-то когда-то услышал. Насколько они правдивы — судить не берусь, — рассказывает Владимир.

Один из его популярных рассказов связан с именем знаменитого актера, одного из основоположников русской актерской школы Михаила Щепкина. Бытует легенда, что великий актер приезжал в Рыбинск во время гастролей по Ярославской губернии. Но только однажды. Во время последующих визитов в наши края он больше не пожелал приезжать в наш город.

— Все потому, что рыбинские купцы, известные своим нестандартным мышлением и подходом к делу, преподнесли актеру необычный подарок – целый воз деревянной щепы. Он же Щепкин! Якобы после такого подарка актер обиделся и больше не захотел играть в нашем городе, — смеется артист.

Автор
АЛЕКСАНДРА БЕЛОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе