Мир театра

Честная летопись нашей жизни

Душа обязана трудиться... Эту нехитрую истину можно сделать эпиграфом к проходящему в эти дни в Ярославле в театре имени Волкова фестивалю лучших спектаклей, удостоенных либо номинированных на нацио­нальную театральную премию «Золотая маска». Зритель, приходящий на встречу с настоящим театральным искусством, априори должен быть настроен не на отдых, не на некий культурный променад, а на ежеминутную, далеко не всегда лёгкую работу души. В репертуарной афише фестиваля – сплошь имена, перед которыми хочется снять шляпу: Кама Гинкас, Лев Додин, Миндаугас Карбаускис, Пётр Фоменко...  

КОГДА СМЕРТЬ ЛУЧШЕ ЖИЗНИ


«Скрипка Ротшильда» в исполнении артистов Московского театра юного зрителя – последняя часть трилогии «Жизнь прекрасна. По Чехову», которую режиссёр Кама Гинкас задумал давным-давно. «Это спектакль о старом гробовщике, который обижался, что люди мрут не слишком часто, – рассуждает Кама Гинкас. – Ещё живой жене не дрогнувшей рукой он сделал гроб, но после её смерти почему-то не смог прожить и двух дней. Может, это такая любовь?» Великолепное актёрское трио – Валерий Баринов (Яков), Игорь Ясулович (Ротшильд), Арина Нестерова (Марфа) – играет жизнь, прозрение и смерть гробовщика Якова. Рассказ Чехова поставлен как маленькая пьеса с комментариями, писательская проза вложена режиссёром в уста героев в качестве прямой речи. Поначалу необычно слышать, как актёр Валерий Баринов (на снимке), сидя в полумраке сцены, говорит о своём герое: «Он оглянулся на жену» – и оглядывается. Но постепенно реплики от третьего лица, которые актёры точно выхватывают друг у друга, создают мощную полифонию трагедии. «Скрипка Ротшильда» – спектакль жёсткий и сентиментальный одновременно. Он о жизни, из которой человек сам, по своей воле вычеркнул всё живое – жену, нежность, закаты и восходы, даже память о погибшем во младенчестве ребёнке – всё, не приносящее дохода. И только на пороге собственной смерти, осознав, что жизнь прошла зря, жестом отчаяния завещает гробовщик Яков свою любимую скрипку заклятому врагу – старику Ротшильду, которого обижал при жизни. Пусть хоть он помянет добрым словом...
…Уже после просмотра спектакля я случайно наткнулась на одноимённый – «Скрипка Ротшильда» – современный рассказ Ирины Грековой и подивилась: как Чехов точно разложил по нотам партитуру человеческой души, что десятилетия спустя у другого автора в других декорациях звучат те же самые ноты. «Скрипка...» Камы Гинкаса расставляет точки над «i», жёстким языком говоря о том, что действительно имеет ценность в этой жизни. Хорошо бы услышали...

ХОР – МОСКОВСКИЙ, ТЕАТР – ПИТЕРСКИЙ


Приехавший с берегов Невы «Московский хор» прозвучал в исполнении артистов Малого драматического театра – Театра Европы под руководством режиссёра Игоря Коняева. Он ученик Льва Додина, верен его режиссёрской школе, поэтому в программе спектакля их имена стоят рядом. Хор, придуманный драматургом Людмилой Петрушев­ской, – это многоголосие жителей перенаселённых московских квартир послевоенной поры, где внутренняя территория отдельного человека становится «местом общего пользования». Разводы и скандалы, первая любовь и рождение детей, доносы и взаимные обиды, возвращение из ссылки и ужас репрессий, гейзером вскипающий конфликт из-за пара в ванной и «сумасшедшинка» хрупкой старушки Лики, которую блистательно играет актриса Театра на Литейном Татьяна Щуко (на снимке), – всё смешалось в огромной квартире. А обрамление этой коммунальной преисподни – бесконечные репетиции хора, готовящегося к участию в фестивале. И ведь как поют – заслушаешься! Художник Алексей Порай-Кошиц сочинил замечательные декорации для воплощения этой густой атмосферы – многоэтажное нагромождение кроватей, шкафов, дверей, до сантиметра обжитых уголков.
Спектакль получился нежный и страшный, смешной и трогающий до слёз. В бытовой фантасмагории коммунального террариума некоторые проживаемые персонажами ситуации узнаваемы до такой степени, что отдельные произносимые актёрами реплики слышишь так отчётливо, будто они родились внутри тебя, и от этого узнавания себя сегодняшней в том коммунальном чаду становится зябко и сиротливо. Жаль только, что христианского все­прощения и философского приятия происходящего, до которого поднимается в образе вздорной поначалу старушки Лики актриса Татьяна Щуко, в себе не находишь. И благоговение перед той, кому этого достичь удалось, звучит в финальных аплодисментах. Недаром актёры Малого драматического носят приглашённую актрису Татьяну Щуко на руках в прямом и переносном смысле этого слова.
Спектакль удостоен премии «Золотой софит», «Золотая маска» и Государственной премии России, и он действительно того стоит.

«СЧАСТЬЯ ДЛЯ ВСЕХ» НЕ БЫВАЕТ


Миндаугас Карбаускис, ученик Петра Фоменко, один из самых востребованных на сегодняшнем театральном Олимпе режиссёров, поставил в столичной «Табакерке» «Рассказ о счастливой Москве». Эта работа была удостоена сразу двух премий «Золотая маска» в 2008 году – за лучшую работу режиссёра и лучшую женскую роль. В рамках фестиваля «Лучшие спектакли в городах России» с историей жизни девушки с выдуманным именем Москва Честнова (актриса Ирина Пегова) познакомились и ярославские зрители.
Карбаускис выстроил свой спектакль вокруг одного из сюжетов маленького платоновского романа – встречи молодёжи в районном клубе комсомола. Художница Мария Митрофанова превратила сцену в старый гардероб с полустёртыми цифрами на стойках, деревянным прилавком, по которому громко стучат номерки, и с хриплым радио в углу. Пространство сцены решено так, что до первого зрительного ряда рукой подать, потому весь спектакль актёры играют «крупным планом», запредельно откровенно, так, что зритель невольно становится соучастником.
Выросшая в приюте Москва Честнова хочет всего и сразу, но не личного счастья для себя, а торжества коммунизма и всеобщего человеческого счастья. Ни больше и ни меньше. Актриса Ирина Пегова (на снимке) кажется точно той женщиной, что описана у Платонова, – с сиянием счастья, идущим откуда-то изнутри от избытка сил, и мощным биением сердца: «Это биение происходило настолько ровно, упруго и верно, что если можно было бы соединить с этим сердцем весь мир, то оно могло бы регулировать теченье событий». Неслучайно в неё влюбляются все встреченные ею на жизненном пути мужчины, но, отдав каждому частичку себя, Москва истово стремится к всеобщей гармонии. А заканчивает свой жизненный путь, став инвалидом и притулившись к пенсионеру, вся страсть которого в облигациях госзайма. Отряд же строителей светлого будущего, как водится, не заметил потери бойца...
У «Табакерки» получился спектакль о том, как лучшие люди своего времени, стремясь служить утопии, бросают в топку безнадёжной идеи свои ум, страсть и талант и в конце концов просто растворяются в толпе. Моё впечатление оказалось созвучным мнению одной из зрительниц, тихо сказавшей под шум аплодисментов: «Страшно-то как, Господи...».

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Президент фестиваля «Золотая маска» Георгий Тараторкин назвал вошедшие в золотомасочную историю спектакли «наиболее объективной и честной летописью жизни страны». Малую толику этой летописи ярославцам посчастливилось увидеть в течение минувшей недели (а впереди ещё – встречи со спектаклем Петра Фоменко «Семейное счастие» и екатеринбургской «Песней не про любовь»). И хочется верить, что подобные фестивали станут доброй традицией.

Северный край


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе