«Месяц в деревне»: любовь как катастрофа

В воскресенье, 10 мая, ярославцы увидели новую постановку художественного руководителя Волковского театра Евгения Марчелли.

Премьера постановки «Месяц в деревне» по одноименной пьесе Ивана Тургенева состоялась на средней сцене.

Перед показом режиссер подчеркнул, что возможность увидеть спектакль на средней сцене будет не у всех зрителей: в дальнейшем постановку планируют расширить и играть уже на большой сцене первого русского.

Пьеса, как подчеркивал в своё время Тургенев, «для постановки непригодна». Однако у «Месяца в деревне» довольно большая сценическая история, начало которой было положено ещё в 1872 году. В Волковском театре эта постановка стала продолжением серии работ Евгения Марчелли, посвященных отношениям мужчины и женщины и взаимному непониманию между ними.

Декорации мало напоминают о деревне – герои взаимодействуют в пределах дощатого куба с «песчаным дном», одна из граней которого отсутствует, открывая происходящее для зрителя. Обстановку дополняют фортепиано, стол, несколько стульев и черный проём двери на заднем плане. Костюмы контрастируют с текстурой среды – героини ступают по песку на высоких каблуках и в вечерних платьях. Наталья Петровна (Анастасия Светлова) сменяет роскошные наряды один за другим. Именно её чувства, развиваясь, влекут за собой катастрофу.

Замужняя женщина впервые в своей жизни влюбилась – в 21-летнего студента Беляева (Максим Подзин), приехавшего в имение, чтобы стать учителем для её сына – 14-летнего Коли (Илья Варанкин). В её движениях, манере разговора на протяжении всего спектакля сквозит эмоциональный надрыв – гипертрофия эмоций, которую Наталья Петровна неистовым усилием пытается удержать в рамках приличия. Натянутый смех и суровость сменяются неловкой девичьей резвостью, надежда — страхом и равнодушием к чувствам окружающих. Эмоцию подчеркивают элементы «немого кино» — время от времени голоса заглушает музыка, и реплики героев проецируются на задний план.


Муж Натальи Петровны Аркадий Сергеевич Ислаев (Олег Павлов) остается на задворках конфликта, едва замечая, что творится с супругой. Каркас сюжетной линии – «любовный квадрат» — дополняют собой влюбленный в Наталью Петровну Михаил Александрович Ракитин (Николай Шрайбер) и её 17-летняя воспитанница Верочка (Мария Полумогина), полюбившая Беляева.

Однако сам Беляев глубоких чувств не питает ни к кому – аморфно подчиняясь влечению, он флиртует со служанкой Катей (Анна Ткачева), беззаботно проводит время с Верой и неуверенно реагирует на признание Натальи Петровны. Он чувствует себя связанным по рукам и ногам – и спасается бегством. Оставляя трех женщин в щемящих междустеньях куба – наедине с болью, старостью и одиночеством.

Любовь, не встретившая отклика, похожа на смерть.

 

Фото Елены Кузьмичёвой

Автор
Елена Кузьмичева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе