«Меня попросили загримировать тату с президентом»

Сергей Полунин и Елена Ильиных — о плюсах пандемии, разговоре с Владимиром Путиным и сотрудничестве с Sia и режиссером Depeche Mode.
 
Работа с Антоном Корбейном над фильмом «Танцовщик-2» может быть захватывающей, анонсировал картину голландского режиссера Сергей Полунин. Звезда мирового балета планирует станцевать роль Данте в Лондоне, готовится к приему юных дарований в Севастопольскую академию хореографии и занимается кинокарьерой жены, олимпийской чемпионки Елены Ильиных. Об этом супруги рассказали «Известиям» в процессе подготовки к балету «Распутин», который представят 21 июня в «Крокус Сити Холле».



«Распутин изменил ход истории. Я это ощущаю, когда танцую его»

— «Распутин» не первая ваша работа с хореографом Юкой Оиши. Был еще балет Sacré на музыку Стравинского. Как вы нашли друг друга?

Сергей: Мы познакомились в Швейцарии на фестивале. Наша первая работа была над образом Нижинского, как раз в Sacré. Для следующей постановки Юка искала сильного персонажа, личность, которую интересно было бы станцевать. Когда она предложила Распутина, мне этот герой показался интересным. Не слышал, чтобы про него были балеты. У нее всё сложилось в единую картину, поэтому Юка довольно быстро работала. Буквально за месяц собрала спектакль.


Справка «Известий»

Юка Оиши — балерина, хореограф. Родилась в 1984 году в Осаке (Япония). В 2002 году году поступает в Балет Джона Ноймайера в Гамбурге. В 2010 году становится первой японской солисткой и начинает карьеру хореографа. В 2012 году поставила балет Renku вместе с Орканом Данном, получив премию Рольфа Мареса. С 2014-го работает для Культурного фестиваля Оригена в Швейцарии.


— Когда вы готовились к спектаклю, изучали исторические материалы?

Елена: Этим занималась постановщица спектакля. Юка изучала исторические факты. К тому же она очень хорошо чувствует психологический портрет персонажа. Рассказывала каждому артисту, какие чувства испытывали герои в тот или иной момент. А моя задача была через хореографию рассказать историю, как ее видела наша постановщица.

— Вам эта история ближе, нежели японскому хореографу. Скорее вы должны были подсказывать Юке, как выстроить образ героя.

Сергей: У Юки русская душа. Так бывает. Мы ей доверились. А когда репетируешь, не думаешь, а только живешь ощущениями. Готовясь к спектаклю, я почитал о Распутине, посмотрел несколько фильмов. В том числе те, где его играли Жерар Депардье и Владимир Машков. Каждый из них видел и ощущал Распутина по-своему. Для меня Распутин скорее целитель. Да он был буйный, пил, манипулировал всеми. Но не хотел ничего плохого ни России, ни царской семье. Можно сказать, он изменил ход истории. А это под силу только очень сильным людям. Я это ощущаю, когда танцую его.

— Судя по вашим соцсетям, вы с легкостью перемещаетесь с одного континента на другой. Вас не утомляют длительные переезды?

Сергей: Наоборот. Я совсем не устаю. Поездки дают мне адреналин и новые эмоции.

/
Танцовщик Сергей Полунин
Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович


Елена: До пандемии мы очень часто путешествовали, каждые три дня куда-то летели. А когда сели на карантин, поняли, что немного устали от этого. Как же было здорово просто оказаться дома, не спешить. Просто посидеть несколько недель вместе. Потом начали скучать по нашему активному графику, хотелось выступать, хотелось еще больше проектов.

— Польза пандемии для вашей семьи очевидна.

Сергей: Да. У нас родился ребенок, и мы надолго осели в Майами.

— Вы впервые выступили в качестве режиссера. На Аляске, среди ледников вы сняли клип для Лены. Это видео для продолжения фильма «Танцовщик»?

Сергей: Нет. Лена хочет попробовать свои силы в кино. У меня появилась идея сделать что-то для нее. Любимая певица Лены — Sia. Мы связались с ее менеджерами. Предложили им идею видео на песню, которое снимем на Аляске. Им понравилось, и мы получили добро на композицию «Музыка». Уже на Аляске Лена нашла ледяную пещеру. Для картинки она была идеальна.

Елена: Я привыкла к искусственному льду, а здесь природный, неровный. В нем дыры, вмерзший песок и камни. Это всё равно что балерине делать па на скале. Но Сережа сказал, что кататься можно везде. Для меня это стало открытием: а ведь и правда, фигурное катание реально переносить в самые неожиданные места. При желании можно даже кусок пластика использовать как площадку и творить, наслаждаясь.

Сергей: На съемках не обошлось без экстрима. Лена один раз провалилась. Нога ушла под лед.

Елена: Это было уже на озере, вторая локация на Аляске. Но всё равно никакие травмы не могут сравниться с возможностью показать удивительно красивую природу.

Сергей: Повезло нам, что мы друг друга дополняем. Я кайфую, когда помогаю Лене. Вижу в ней потенциал, понимаю, куда ей двигаться.

— И Лена помогает вам. Даже на пуанты встала в «Распутине».

Сергей: Ее идеи, советы я очень ценю. А в пандемию мы с ней вместе работали над книгой. Free — это моя автобиография с ранних лет до дней сегодняшних. В ней будет множество фото из личного архива, их люди увидят впервые. Мы год работали над книгой, очень старались и надеемся, что не зря.


Танцовщик Сергей Полунин в роли Распутина в сцене из балета «Распутин»
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков



В декабре покажем в Лондоне балет «Ромео и Джульетта»

— Сергей, вы уже как два года исполняете обязанности ректора Севастопольской академии хореографии. После того как стали отцом, иначе относитесь к ученикам?

Сергей: Самое светлое, самое хорошее — это дети. Теперь я с большей ответственностью, пониманием отношусь к ним. Знаю, что родители ощущают, когда у ребят успехи или, наоборот, что-то не получается.

— Собираетесь в Севастополь на новый набор учащихся?

Сергей: Пока работаю дистанционно. Есть педагоги, которые присылают мне видео, и мы вместе принимаем решение. Если бюджетных мест будет недостаточно, у меня есть возможность финансово помочь и поддержать талантливых детей. Наш благотворительный фонд предоставляет гранты на обучение.

— В прошлом году 12 ребят оказались счастливчиками, которым вы оплатили обучение. Сколько грантов выделите на этот раз?

Сергей: Всё зависит от набора. Сколько надо, столько и дадим. А будет их 12, 10 или 5, не важно. Я понимаю, что многим не по карману оплатить учебу. А я могу помочь им. Кстати, 12 ребят с прошлого набора и в этом году будут спокойно учиться. Фонд продолжает поддерживать их.

— Когда завершится строительство академии?

Сергей: Потихоньку дело двигается, здание строится. Знаю точно, что в культурно-образовательном кластере Севастополя Академия хореографии появится первой.

— Не пожалели, что согласились быть ректором?

Сергей: Пока нет. Когда вижу большую цель, не останавливаюсь. Хотя, признаюсь, сомнения были. Думал: что это, зачем, как с этим управляться? Но, как только я увидел детей, всё прошло. Талантливые, старательные, переживающие. Глядя на них, у меня самого глаза загорелись. И уже знаешь, почему ты здесь и что надо делать. В Севастополе — наше будущее, талантливые дети.


Елена Ильиных и Сергей Полунин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем


— За что вы любите Крым?

Сергей: В Крыму такой воздух, просто восторг. А еще море, люди и вкусная еда. Думаю, хорошо бы привезти туда коллег и вместе с ними создавать спектакль.

— До пандемии в античном амфитеатре на «Арена ди Верона» вы представили спектакль «Ромео и Джульетта». В планах — балет по Данте «Божественная комедия». Вы увлеклись Италией?

Сергей: Там всё сошлось: и Верона, и идея, и Йохан Кобборг, поставивший балет «Ромео и Джульетта». Всё было красиво. В декабре покажем его в Лондоне. А осенью, надеюсь, представим там же Данте. Балет, созданный при помощи высоких технологий. Три части — «Ад», «Рай», «Чистилище». Над каждой из них работает своя команда, даже композиторов несколько. Из постоянного только мой персонаж. Он пройдет сквозь все испытания.

— Вы признавались, что периодически «стреляете себе в ногу». Сожалеете, что иногда говорите лишнее?

Сергей: Я такой, какой есть. Ни о чем не жалею. Если что-то или кто-то мне не нравится, держусь от них подальше. А с появлением Лены я ощутил баланс и опору. А главное — счастье. Просыпаюсь и чувствую себя в комфорте и в любви.

— А у Лены какие чувства?

Елена: Тревога!

Сергей: Опасность.

Елена: Нет, я абсолютно счастлива. Со мной рядом настоящий мужчина, творческая личность. У нас появился сын Мир. И весь мир раскрасился яркими красками.



«Не всегда политику могут допустить в искусство»

— День космонавтики вы отметили на Байконуре. Танцевали на космодроме. Каковы ощущения?

Сергей: Байконур — супермощное место, точка силы. Когда прилетаешь туда, выходишь в аэропорту и ждешь таких же сильных эмоций. Но нет, едешь по городу и ничего не ощущаешь. Наверно, этот момент настанет, когда приедешь на космодром. И да. Смотришь на эту махину и думаешь, как это люди построили такое? Место, откуда стартует корабль, куда при взлете уходит огонь, впечатляет. Сцену установили прямо рядом с ним. Ты смотришь в эту бездну, а она бесконечна. Место, где творилась история, откуда в космос отправился первый человек.

— Недавно вам в Кремле вручили благодарность президента «За большой вклад в укрепление российской государственности и активную общественную деятельность». Вам важно такое признание?

Сергей: Мне важно и очень приятно внимание Владимира Путина.

Елена: Мне кажется, что у Сергея особая миссия. Он занимается талантливыми детьми России и хочет, чтобы иностранцы приезжали к нам учиться. Соединять страны можно и через подрастающее поколение.


Артист балета Сергей Полунин
Фото: ТАСС/Терещенко Михаил


И это у него получится, я верю. Ведь уже сейчас в балете «Ромео и Джульетта» он собрал интернациональную команду. Вместе работают артисты из Великобритании, Сербии, Италии, России. Фанаты, почитатели искусства съезжаются на спектакли Сергея со всего мира. Думаю, это заслуженная награда.

— Когда вы последний раз встречались с президентом?

Сергей: В августе 2019-го, в Крыму. В Херсонесе под открытым небом был поставлен балет «Спартак», в котором у меня была заглавная партия. После спектакля Владимир Путин пришел поблагодарить артистов.

— О чем вы говорили?

Сергей: Президент пожелал удачи, сказал: «Надеюсь, у вас в графике будет время заезжать в Севастополь почаще». Я уверил его в этом. Ведь дети — самое важное. Мы пожали друг другу руки.

— Режиссер Антон Корбейн, автор клипов культовой группы Depeche Mode, снял клип на песню In your room с вашим участием. Вы танцуете на холодном ветру в дюнах у моря. На вашем теле видны все тату, кроме портрета президента. Почему его загримировали?

Сергей: Таково было видение режиссера. Не всегда политику могут допустить в искусство. Меня попросили загримировать тату с президентом, чтобы не отвлекало.

— Вы спокойно реагируете на такие просьбы?

Сергей: Абсолютно. У Антона интересный взгляд на танец. Он настоящий художник. К тому же мы договорились, что Корбейн снимет документальный фильм обо мне, он будет называться «Танцовщик-2». Я уважаю культуру, мнение, политические взгляды людей. И если, собираясь на гастроли в ту или иную страну, понимаю, что принимающую сторону не устраивает спектакль, я заменю его на другой.

— Вы стали дипломатом?

Сергей: Я стал интернационалистом.

Автор
Зоя Игумнова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе