Медведь пришел: московских театралов вовсю веселят и чуть-чуть пугают

Самые интересные театральные премьеры июня.
Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков
 

Под занавес сезона несколько ведущих столичных театров внезапно выстрелили премьерами, которые могут оказаться и в числе кассовых хитов, и среди претендентов на профессиональные премии. Подробности изложил театральный обозреватель Влад Васюхин — специально для «Известий».



«Моя прекрасная леди»
Театр Олега Табакова

Только в Москве режиссер и хореограф Алла Сигалова выпустила в нынешнем сезоне два больших спектакля, подтвердив, что в год своего 60-летия находится в блестящей творческой форме. Сперва Сигалова пригласила на роскошный «XX век. Бал» в МХТ имени Чехова, где ее и Константина Эрнста, соавтора либретто и продюсера спектакля, ощущения от века минувшего промелькнули в вихре танца. Затем осуществила мечту Владимира Машкова, поставив мюзикл «Моя прекрасная леди» на новой сцене руководимого им Театра Олега Табакова, который публика по старинке ласково именует «Табакеркой» (к аббревиатуре ТОТ театралы пока не привыкли). В репертуаре ТОТ уже есть один сигаловский спектакль, можно сказать, почти шедевр: в прошлом сезоне Алла Михайловна перевела на язык хореографии «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова, назвав это зрелище в честь главной героини — «Катерина Львовна». И вот — еще одна «леди», еще одна женская судьба, правда, абсолютно иная, и еще одна история любви — ученика и учителя.

Пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион» сто с лишним лет не сходит с театральных подмостков (одна из недавних версий появилась в Театре Маяковского с Игорем Костолевским), поэтому рассказывать «про что» необходимости нет. Элиза Дулиттл и профессор Хиггинс — эти имена стали уже нарицательными. Но Сигалова, как ясно из названия, поставила не столько пьесу почтенного английского классика, нобелевского лауреата, сколько созданный по ее мотивам бродвейский мюзикл Алана Джея Лернера и Фредерика Лоу, хорошо известный по фильму Джорджа Кьюкора с Одри Хепберн.


Актриса Дарья Антонюк (Элиза Дулиттл) в сцене из спектакля «Моя прекрасная леди» по пьесе «Пигмалион» Дж. Бернарда Шоу и одноименному фильму Габриэля Паскаля в постановке режиссера Аллы Сигаловой в Театре Олега Табакова
Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин


Дотошные поклонники знают, что осенью прошлого года Сигалова с успехом выпустила «Мою прекрасную леди» в Рижском русском театре. В обоих случаях автором масштабных декораций был сценограф Георгий Алекси-Месхишвили. Но работу режиссера нельзя назвать механическим переносом, московский спектакль иной, поскольку многое в нем завязано на актерские индивидуальности. Задействованы лучшие силы нынешней «Табакерки» — Сергей Угрюмов, Виталий Егоров, Евдокия Германова, Яна Сексте, Ольга Красько. В роли цветочницы Элизы, которая становится светской дамой, занята Дарья Антонюк, ученица Сигаловой по Школе-студии МХАТ, победительница телешоу «Голос». И весь ансамбль играет с наслаждением!

Премьера прошла в рамках фестиваля «Черешневый лес», а потому светская тусовка, а вслед за ней и обычная публика, с восторгом оценила тот факт, что спектакль сделан «дорого-богато», чему во многом способствовали костюмы Валентина Юдашкина.

Для приверженцев театральных традиций спектакль Сигаловой стал именинами сердца еще и потому, что по условиям контракта с правообладателями нельзя было как-то менять текст и музыку. По нынешним временам, когда режиссерское своеволие стало повсеместным трендом, это редкость.



«Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных»
«Мастерская Петра Фоменко»

Как и «Табакерка», театр, основанный в 1993 году выдающимся режиссером Петром Наумовичем Фоменко, некогда пережил шумный успех, и труппа «Мастерской» была не менее звездной. Сейчас, после ухода из жизни отца-основателя, повзрослевшие «фоменки» тоже пытаются обрести второе дыхание и привлечь нового зрителя. Кстати, схожая ситуация — в целом ряде столичных театров: и на Таганке, и на Покровке, и в Моссовета, и в обоих Московских Художественных...


Сцена из спектакля «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» в постановке Олега Глушкова на сцене театра «Мастерская Петра Фоменко». Слева — Вера Строкова в роли Луизы Адамс
Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков


В премьерном музыкальном спектакле с длинным названием «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» Олег Глушков, как и Алла Сигалова, выступает в роли режиссера и хореографа. Но если в случае с «Моей прекрасной леди» в ТОТ постановщику приходилось строго придерживаться оригинала, то у автора «Завещания...» Сергея Плотова, а значит, и у Глушкова и других членов команды, руки были развязаны. Спектакль буквально рождался в процессе репетиций по своим собственным законам! А потому в рассчитанном на молодого зрителя готическом хорроре или, как написано на афише, страшно-смешной комедии, чего только нет! Например, нет цвета. Художник спектакля Вадим Воля захотел его сделать его черно-белым, и вездесущие театральные блогеры уже объявили его сценографию «самой стильной в этом сезоне». В спектакле много необъяснимого и непонятного, но при этом эмоционального и захватывающего. В этом «винегрете» можно обнаружить привет многим: от Шекспира и Достоевского до Хичкока и Тима Бертона.

Понятно, что про семейку Аддамсов (в данном случае с двумя Д в фамилии) слышали почти все. И американский художник-карикатурист Чарльз Аддамс, придумавший этих чокнутых родственников и сделавший про них множество комиксов, едва ли мог представить, что однажды станет прототипом главного героя спектакля в московском театре — эксцентричного сочинителя рассказов о привидениях. Его дочь Луиза попадет в дом, где эти самые привидения и живут...



«Медведь»
«Центр драматургии и режиссуры»

Еще одна премьера, вызвавшая у публики полный восторг, хотя основой спектакля, как и в случае с «Пигмалионом», стал текст старый и хорошо известный — комедия в одном действии, написанная Чеховым в 1888 году. Сюжет простой: к овдовевшей помещице приходит кредитор и требует вернуть долг ее мужа. Денег у дамы, разумеется, нет и тогда этот «медведь» вызывает ее на дуэль. А в результате влюбляется. Сам Антон Павлович назвал своего «Медведя» «дойной коровой» — водевиль играли по всей России и автор неплохо заработал.


Сцена из спектакля «Медведь» — совместного проекта театра «Центр драматургии и режиссуры» и Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова
Фото: Центр драматургии и режиссуры


И вот за «Медведя» взялся модный режиссер Владимир Панков (может, потому что спектакль создан в рамках Международного Чеховского фестиваля). Мы говорим: Панков, подразумеваем: SoundRama, когда спектакль «не является в чистом виде ни драматическим представлением, ни мюзиклом». Отнюдь не факт, что нынешний худрук ЦДР стал заложником своего фирменного стиля и все пьесы открывает одним инновационным ключом, но «Медведь» решен в узнаваемой панковской манере, когда перемешаны разные жанры. И сделано это легко, остроумно, с уважением к классике и современно. И без всякой пошлости.

В главных ролях — замечательные актеры, находящиеся в «свободном плавании», — Александр Феклистов и Елена Яковлева, поют за них не менее прекрасные Петр Маркин и Надежда Мейер. Одна беда: зал «Центра драматурги и режиссуры» очень маленький. Ну так, как пел Окуджава, «пряников сладких всегда не хватает на всех».

Автор
Влад Васюхин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе