Мечтают о Мольере и Шекспире

«Когда играю – я прозреваю», – сказала актриса театра слепых.
Если в зале вдруг погаснет свет, актеры театра «Комедианты» это вряд ли заметят. Большинство артистов коллектива – слабовидящие или слепые.

Помнить все!
Театральный кружок начал свою деятельность на учебнопроизводственном предприятии общества слепых еще в шестидесятых годах прошлого века. Когда построили Дом культуры слепых, артисты перебрались туда. Театр слепых от обычного отличается очень сильно. На первый взгляд все то же: сцена, актеры, декорации, но есть и своя специфика.
– Понимаете, когда у людей слабое зрение, то они мимикой не реагируют на происходящее. Из­за этого лицо кажется невыразительным, а для сцены это не подходит. Ведь артист играет не голосом, а всем телом. Там мимику сменит, здесь руки разведет или плечами пожмет. Незрячие эти жесты в обычной жизни не используют. Поэтому им играть на сцене гораздо сложнее, – говорит художественный руководитель театра Вера Сидорова.
Слепые актеры вынуждены запоминать, за какой репликой партнер делает тот или иной жест. Актеры учат не только слова, но и место, где находятся декорации. Это нужно, чтобы передвигаться по сцене легко и непринужденно. Помимо собственной роли приходится заучивать и схемы движения других артистов по сцене: ведь «комедиант» не может видеть – лицом к нему стоит партнер или спиной.

Артисты семи десятилетий
Когда в 2000 году Вера Анатольевна Сидорова пришла работать в театр, в коллектив словно вторую жизнь вдохнули. В него влились молодые ребята, здоровые люди. Часть из них – выпускники училища, где раньше преподавала Сидорова, троих студентов в «Комедианты» привела дочь Веры Анатольевны Татьяна. Сейчас треть коллектива – обычные, здоровые люди, и это очень важно для инвалидов. Дело даже не в том, что они помогают реквизит расставить, гримируют своих коллег и где­то на сцене незаметно поддерживают. Гораздо важнее то, что зрячие и слепые артисты общаются между собой. Специалисты называют это социализацией, умением жить в обществе.
Правда, такое общение непросто дается обеим сторонам. Иногда здоровые люди приходят в театр, начинают репетировать и... понимают, что им трудно вместе с инвалидами.
– Мне было тяжело на них смотреть, неудобно ощущать их болезнь. Стыдно признаться, но я не выдержал, – говорит один из бывших членов коллектива.
Но надо отдать ему и другим ушедшим из театра актерам должное, они целый год приходили на репетиции, выступали с коллективом. Дело в том, что «Комедианты» ставят один спектакль в год и уйти, когда роли уже распределены и на тебя рассчитывают, было бы очень некрасиво. Поэтому люди отрабатывали весь театральный сезон и только потом прощались со сценой. Впрочем, были выбывшие и по более приятным причинам. Актрисы выходили замуж, рожали детей. Коллеги за них радовались, но это создавало кадровые дыры, которые не всегда получалось залатать. Некоторые мужчины тоже прощались со сценой, поскольку очень трудно совмещать работу, семью и театр.
– Я бы пришел, но когда?! Только ночью свободен, но ведь спать тоже хочется, – объясняет бывший артист, врач Кирилл Прытков.
Вот почему в труппе очень ценятся артисты за пятьдесят, которые могут отдаваться любимому занятию полностью. А таких в театре немало. Старейшая актриса театра – семидесятилетняя Людмила Афанасьева – в «Комедиантах» уже 50 лет! Эта женщина заражает всех своим оптимизмом. На пять лет ее моложе актриса Любовь Быстрова. Она приобщила к театральному искусству свою дочь. В группе пятидесятилетних выделяется Нина Звериго. Последние годы она  работает оператором котельной. Не самая творческая сфера, мягко скажем, но, несмотря на это, Нина одна из лучших актрис: она может справиться с любой ролью и умеет, что немаловажно, находить время для репетиций.
– Я с 1975 года в коллективе, и сейчас мне нравится играть гораздо больше. Раньше, когда у власти были коммунисты, спектакли ставили другие, по большей части идеологические, – делится своими впечатлениями еще один актер, рожденный в пятидесятые, Николай Чертополохов.
Человек пять в коллективе сорокалетние, есть и ровесники перестройки. И даже трое школьников, которым по 14 – 15 лет. В этом году влились в состав три второкурсницы педуниверситета. Так что сейчас в театральном коллективе трудятся артисты, которые родились в семи десятилетиях – с 1939-го по 1996 год.

На что хватает выдумки
– Мы мечтаем ставить спектакли по произведениям Мольера и Шекспира, но, к сожалению, это невозможно, – говорит Вера Сидорова.
– Но вы же давали «Власть тьмы» Толстого, «Женитьбу Бальзаминова» Островского, а они не из легких. Почему бы не замахнуться на Мольера? – удивляюсь я.
Оказывается, сшить купеческое платье XIX века художественный руководитель театра может и сама. Но даже костюм слуги в пьесах Мольера, не говоря уж об одежде главных героев, очень сложен. Камзол, необычного кроя рубашки, бриджи, чулочки... Для этого швейных навыков Веры Анатольевны маловато. А заказывать – нет денег. «Комедианты» ставят то, на что хватает их средств и… выдумки. Давали как­то пьесу «Трибунал». Там была нужна форма немецкого офицера «СС» и полицаев. Взяли обычную милицейскую фуражку. Выкрасили гуашью в черный цвет, как выглядит кокарда, посмотрели в Интернете и изготовили ее самостоятельно. На черный пиджак нашили погоны, знаки отличия – получился китель подразделения «СС». А для полицаев купили обычную черную форму современных охранников и пришили к ним погоны. Так и вышли из положения.

Теперь невыездные…
За последние десять лет театр поставил 12 спектаклей. К сожалению, каждый из них можно показать только 2 – 3 раза. Дело в том, что адрес центра творческой реабилитации инвалидов знает не каждый, а уж про существующий там театр многие и подавно не слышали. Поэтому ходят на спектакли преимущественно «свои да наши». Один раз они посмотрят спектакль, второй, третий, а больше даже самый заядлый театрал не выдержит... Вот несколько лет назад у центра был автобус, тогда труппа ездила по всей области, представления давала в самых разных Домах культуры. Причем бесплатно, просто чтобы лишний раз выступить перед зрителем. Театральные постановки «Комедиантов» собирали полные залы. Но транспорт сломался, и актеры стали невыездными… А ведь так обидно весь год репетировать, чтобы всего три раза на сцену выйти.

НАГРАДЫ И ЗАСЛУГИ
В 2007 году на городском фестивале самодеятельных театральных коллективов «Провинциальные подмостки», проходившем в ДК им. Добрынина, актриса театра «Комедианты» Светлана Шабанова получила награду за лучшую женскую роль второго плана, а Любовь Афанасьева – приз в номинации «Самая возрастная актриса». На следующий год главным достижением театрального коллектива стало получение сертификата международной премии «Филантроп». В 2009 году «Комедианты» заняли первое место на Дельфийских играх среди инвалидов, а в 2010-м ярославские актеры победили на межрегиональном конкурсе «Мотивы Золотого кольца» в номинации «Искусство без границ».

Городские новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе