Маскам рады

Названы номинанты «Золотой маски»


В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась пресс-конференция, посвященная очередному, 18-му по счету, фестивалю «Золотая маска». На ней был оглашен список соискателей премии и обнародовано содержание сопутствующих фестивалю проектов. Программу главного национального конкурса комментируют РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ, ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА и СЕРГЕЙ ХОДНЕВ.


На пресс-конференции выяснилось, что конкурс «Золотой маски» начнется вот-вот: «Три сестры» в постановке Льва Додина будут показаны уже в ноябре. Так что фестиваль, хоть и обозначен рамками (27 марта—15 апреля), на деле продлится почти пять месяцев. Церемония награждения победителей назначена на 16 апреля и пройдет на исторической сцене Большого театра. Эксперты «Маски», отсмотрев 563 постановки сезона-2010/11, вывели на финишную прямую 18 драматических и 3 кукольных спектакля, 11 опер, столько же балетов, 3 оперетты, 2 спектакля современного танца и 4 работы из той категории, которую принято определять словом «эксперимент». Судить все это будут два жюри: драматическое под предводительством худрука Вахтанговского театра Римаса Туминаса и музыкальное во главе с ректором ГИТИСа (РАТИ) Кариной Мелик-Пашаевой.


Драма. Из десяти спектаклей, которым предложено сразиться за звание «Лучшего драматического спектакля большой формы», пять поставлено в столице. «Калигула» Театра наций, «Враги. История любви» театра «Современник», «Будденброки» Молодежного театра, соло Константина Райкина «Вечер с Достоевским» и «Чайка» его же театра «Сатирикон», без сомнения, могли бы сами «разобрать» все награды, и борьба была бы нешуточной.


Петербург вроде бы в меньшинстве, всего два спектакля, но коль скоро речь идет о «Трех сестрах» Льва Додина и о «Счастье» Андрея Могучего (Александринский театр), Москве не просто не удастся сыграть в свою игру, ей бы на бобах не остаться с такими конкурентами. Шансы трех провинциальных театров в такой битве выглядят мизерными, хотя театры сильные — и знаменитая Омская драма, и ТЮЗ из Екатеринбурга, и Алтайский театр имени Шукшина.


При взгляде на номинацию «Спектакль малой формы» хочется театрально воскликнуть «б-а-а, знакомые все лица» — опять Александринка, московский ТЮЗ, «Студия театрального искусства» Сергея Женовача и «Мастерская Петра Фоменко», Небольшой драматический театр Льва Эренбурга, пермский театр «У моста» с очередной пьесой Мартина Макдонаха. Да и Кировский театр «На Спасской» участвует в главном театральном конкурсе не впервые. Привлекает внимание разве что то, что и ТЮЗ, и «Мастерская Петра Фоменко» представлены спектаклями не руководителей этих театров, а приглашенных режиссеров. Но самый интересный пункт этой программы — «Отморозки» новорожденной «Седьмой студии МХТ». Как и большинство спектаклей Кирилла Серебренникова, сценическая версия романа Захара Прилепина «Санькя» вызвала напряженную полемику у зрителей и критиков. Остается сожалеть, что в номинацию не попало «Околоноля» того же Серебренникова по одноименному роману известно кого — и спектакль сильнее, и полемика была бы еще горячее.


В режиссерскую номинацию, как стало принято у «Маски» в последние годы, переписали практически всех постановщиков, отчего над этим списком бесполезно гадать — его прочитать-то до конца не у каждого хватит терпения. С женщинами немного легче, их всего десять, но необходимости делать выбор между Чулпан Хаматовой, Полиной Агуреевой, Елизаветой Боярской и Агриппиной Стекловой, не говоря уже о прочих, не позавидуешь. С мужчинами еще легче, но где гарантия, что кто-то из пяти остальных претендентов не спутает карты в сражении двух титанов актерского цеха — Евгения Миронова (Калигула) и Константина Райкина? Вот что точно можно сказать, так то, что провинция не вмешается в конкурс «Эксперимент»: в этой номинации представлены петербургские ветераны новаторства — театр «Дерево» и Русский инженерный театр АХЕ, а также столичные Театр.doc и фестиваль «Любимовка».


Балет. Балетный конкурс в этом году прогрессивен как никогда. Номинировано 11 постановок, 4 из них — мировые премьеры известнейших хореографов. Невиданный урожай!


И весь этот пир современности будет вкушать на редкость консервативное жюри. Среди 18 его членов только 6 имеют отношение к балету-танцу. Из них двое — экс-худрук Большого Юрий Бурлака и худрук Кремлевского балета Андрей Петров — мало что смыслят в актуальной хореографии. Среди прочих судей — такие «священные чудовища» отечественной культуры, как певцы Владислав Пьявко и Герард Васильев, много представителей региональной актерско-режиссерской элиты. Так что судьба суперавангардного сезона может разрешиться весьма неожиданным образом.


Пальму первенства захватил Большой театр с тремя одноактными и одним полнометражным балетом — «Утраченные иллюзии», поставленным Алексеем Ратманским на специально написанную музыку Леонида Десятникова по либретто одноименного балета 1930-х годов. По жанру это драмбалет, по стилю — чистая классика, и лучшей работой Ратманского «Утраченные иллюзии» не назовешь. Однако, как ни крути, нельзя не номинировать эту масштабную мировую премьеру с внятными актерскими работами (за роли балерин XIX века номинированы Наталья Осипова и Екатерина Крысанова). Второй эксклюзив Большого — балет «Cinque», поставленный итальянцем Мауро Бигонцетти в рамках проекта «Отражения» для пяти ведущих балерин театра. На победителя «Маски» он не тянет, но выглядит весьма эффектно. «Herman-Schmerman» — первый Форсайт, появившийся в Москве. Артисты Большого танцуют его вкусно, с явным наслаждением (номинированы не известные широкой публике солисты Денис Савин и Анна Окунева). Мой безусловный фаворит — одноактная «Chroma» в постановке резидент-хореографа «Ковент-Гардена» Уэйна Макгрегора. Большой первым отважился представить России главного авангардиста Британии и не просчитался: в этом дивном по красоте балете московские артисты немногим уступают англичанам (в частной, актерской, номинации выдвинута Светлана Лунькина, поразившая своим танцем самого автора).


Михайловский театр пожинает плоды кадрового решения. Новый худрук балета, знаменитый испанец Начо Дуато, обеспечил оба выдвижения: номинированы его давний балет «Duende», перенесенный в Михайловский театр, и свежепоставленная «Прелюдия». Мариинский театр довольствовался одной номинацией, отважившись пересадить на свою сцену «Парк» Анжелена Прельжокажа — спектакль Парижской оперы, культовый для французов. Диана Вишнева, исполнившая в «Парке» главную роль, выдвинута в актерской номинации. Музтеатр Станиславского, триумфатор прошлого сезона, не сдает позиций и в нынешнем: в его активе «Русалочка» Джона Ноймайера с поразительной Анной Хамзиной в заглавной партии и ставший уже своим Начо Дуато, который перенес на сцену музтеатра один из лучших своих балетов — «За вас приемлю смерть».


От столичных грандов стараются не отстать уральцы и сибиряки. В Новосибирске, правда, особо мудрствовать не стали: поставили 62-летнюю «Кармен» Ролана Пети, заполучив за нее к тому же и две актерские номинации (Анна Жарова — Кармен, Игорь Зеленский — Хозе). В Перми рискнули поставить эксклюзив и не прогадали: в конкурс попала вся программа одноактных балетов под названием «Видеть музыку», а заодно и танцовщица Наталья Моисеева, и балетмейстер Даглас Ли. В номинации «Лучший хореограф» он будет соревноваться с мастерами мирового класса: Начо Дуато, Мауро Бигонцетти и Алексеем Ратманским.


В ту же компанию хореографов угодила четверка итальянцев и костромчан, поставивших (и исполнивших) спектакль «Punto di Fuga», выдвинутый в категории «Современный танец». Соперничает с ним только екатеринбургский «Kreis» в исполнении «Эксцентрик-балета», давнего любимца «Маски». Два потенциальных конкурента выпали из состязания. Большой театр почему-то отказался представить в этой категории своего эксклюзивного Прельжокажа — балет «А дальше — тысячелетие покоя», а челябинский Театр оперы и балета так и не нашел замену травмированному герою «Свадебки», поставленной французом Режисом Обадья.


Опера. В названиях номинированных оперных спектаклей преобладает сверхрепертуарная классика на любой вкус, от бельканто до веризма: «Лючия ди Ламмермур» (Татарский театр оперы и балета, Казань), «Аида» (Мариинский театр), «Сказки Гофмана» (Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко), «Золотой петушок» (Большой театр), «Богема» (Михайловский театр), «Мадам Баттерфляй» (Астраханский театр оперы и балета). Занятнее всего выглядит при этом состязание двух версий «Любви к трем апельсинам», которые представляют Екатеринбургский театр оперы и балета и московский Театр имени Сац. По части более современного оперного репертуара отличился Санкт-Петербург. Мариинский театр, помимо «Аиды», выдвинут с постановками «Сна в летнюю ночь» Бенджамина Бриттена и «Мертвых душ» Родиона Щедрина. А расторопный театр «Зазеркалье», который в последние годы оттеснил на «Маске», кажется, даже Юрия Александрова с его театром «Санкт-Петербургъ Опера», почтен номинацией его спектакля «От Петербурга до Миргорода», соединившего две одноактные оперы — «Шинель» Ильи Кузнецова (получившего еще и номинацию в разделе «Лучшая работа композитора») и «Опера о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Геннадия Банщикова.


Кажется, что перечень основных театров-номинантов можно было предсказать с закрытыми глазами, но на самом деле тут не без неожиданностей. Например, вроде появления в оперных номинантах Театра имени Сац (куда ушел бывший руководитель Пермской оперы Георгий Исаакян). Или выдвижения Астраханской оперы, чьи спектакли несколько прошлых сезонов не проходили сито экспертного отбора. Приятно, что снова оказался в номинантах традиционно сильный игрок среди региональных оперных театров, казанский ТТОиБ, чья «Лючия ди Ламмермур» вдобавок украшена вокальной работой Альбины Шагимуратовой (сама певица номинирована за лучшую женскую роль).


Скромнее всего выглядит дирижерский раздел: пять имен и ни одного явного фаворита. Куда больший простор для дискуссий предоставят жюри другие частные номинации, где состязаются прежде всего сильные московские и питерские артисты разных поколений –—от Венеры Гимадиевой (Шемаханская царица, «Золотой петушок») и Артема Крутько (Оберон, «Сон в летнюю ночь») до Ларисы Дядьковой (Коробочка, «Мертвые души») и Владимира Маторина (Додон, «Золотой петушок»). Ну, и внушительный режиссерский список тоже удался: среди отечественных деятелей оперной режиссуры (Александр Титель, Михаил Панджавидзе, Георгий Исаакян, Кирилл Серебренников, Василий Бархатов) разве что имени Дмитрия Чернякова не хватает для полной представительности, да еще и четыре режиссера-иностранца в придачу — Арно Бернар (сделавший действительно удачную «Богему»), Клаудия Шолти («Сон в летнюю ночь»), Уве Шварц (екатеринбургская «Любовь к трем апельсинам») и Даниэле Финци-Паска («Аида»).


РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ, ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА и СЕРГЕЙ ХОДНЕВ

Коммерсантъ


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе