Марк Захаров: «Работая с молодежью, я не испытываю никаких сложностей»

Накануне открытия в Москве Пятого фестиваля «Сезон Станиславского» его президент, художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров, ответил на вопросы корреспондента GZT.RU.

В этом году одна из тем фестиваля – театральные интерпретации. Вы считаете, что классические произведения, поставленные на сцене или экранизированные, нуждаются в новой интерпретации?

- Мне кажется, что многое из того, что было написано в XIX и даже в XX столетии, в так называемую телевизионную эпоху, нуждается в новых интерпретациях.

Что нужно сделать режиссеру, чтобы у него возникла интересная идея?

- Или очень много, или очень мало. Перечитать массу литературных сочинений или расслабиться, погрузиться в транс, дав себе определенное задание, и ждать, когда информационный слой, окружающий нашу планету (извините за заумное определение), что-то тебе пошлет. Так было со спектаклем «Женитьба» Гоголя и еще несколько раз в моей жизни. Я уже рассказывал о том, как Григорий Горин как-то мне сказал: «Марк, я придумал пьесу о кошках, по-моему очень интересную. Они будут петь, плясать, заниматься своими делами». Эта идея мне не очень понравилась, потому что я больше люблю собак. Потом Горин отказался от этой затеи, И мы о ней не вспоминали, пока года через три не появился мюзикл Cats.

 «Сезон Станиславского»

- Фестиваль открывается 29 октября премьерой спектакля «Медея» режиссера Камы Гинкаса в московском ТЮЗе. В программе также «Вишневый сад» в постановке Марка Захарова («Ленком»), «Идиот» в постановке Эймунтаса Някрошюса («Мено Фортас», Литва), «Кукольный дом» в постановке Ли Бруера (Mabou Mines, Нью-Йорк), «Про всех падающих» в постановке Алексея Левинского («Около дома Станиславского»), «Река Потудань» в постановке Сергея Женовача («Студия театрального искусства»), Metabolic в постановке Атиллы Пессяни (Театральная компания Bazi Co, Иран) и др.

Читаете ли вы рецензии на свои спектакли? Не расстроили ли вас отрицательные рецензии на «Вишневый сад»?

- Оценка этого спектакля очень неоднозначна. О нем написано много хороших слов. В Москве мнения разошлись: есть люди, которые очень недовольны «Вишневым садом», не принимают его. Есть такие, кто принимает спектакль, но с оговорками. Что делать? Вероятно, так это и должно быть. Не могу сказать, как некоторые мои коллеги, что не читаю рецензии, и мне все равно, что в них пишут. Я им завидую, потому что мне все-таки интересно, что пишут о моих спектаклях. И плохого, и хорошего, и среднестатистического.

В 1990-е годы я зачитывалась вашими статьями. Вам не хочется написать что-нибудь сейчас?

- Желание писать у меня с каждым разом становится все меньше и меньше. Чехов устами одного из его героев в «Дяде Ване» говорил, что не стоит писать то, что умные и так знают. Им это не нужно. А писать для дураков – это совсем бессмысленно. Поэтому появление на страницах средств массовой информации для меня все чаще не представляет никакой ценности. Сейчас появилось большое количество талантливых журналистов, да и в Интернете пишут достаточно свободно и легко.

Вы его часто читаете? Находите что-то интересное?

- Нечасто, но раза два в неделю я туда заглядываю. Смотрю, что происходит в Интернете, хотя ничего особо интересного и нового мне там не попадалось.

В вашем «Вишневом саде» играет несколько молодых актеров, среди них – Антон Шагин, Мария Машкова. Легко ли вам находить с ними общий язык? Умеют ли они импровизировать?

- Умеют. Сейчас в театральных школах уделяется много внимания раскрепощению и свободе актера, их учат веселой импровизации. Конечно бывает, что мы ошибаемся, приглашая в театр какого-нибудь выпускника театрального института. Но иногда нам везет, и в труппе «Ленкома» появляются очень талантливые актеры. Работая с молодежью, я не испытывают никаких сложностей. Наоборот, я переживаю радость познания, потому что молодые люди всегда приносят с собой новое восприятие времени. Нынешние 25-летние не похожи на меня в 25. Причем они отличаются в лучшую сторону: они умнее, точно знают, чего хотят. У меня в том же возрасте в голове была изрядная доля мусора.

Не раз видела вас в театре «Практика». Вам нравятся их спектакли? Или интересно следить за тем, что делает молодое поколение режиссеров?

- Иногда там можно увидеть какие-то интересные вещи. Порой фантазия режиссера дарит какие-то новые, необычные ощущения. Хотя не могу припомнить, чтобы спектакль малой формы меня когда-нибудь потряс или увлек. Не люблю малой сцены и залов, в которых умещается всего 300 или 400 человек. Мне этого мало: люблю залы, где сидит как минимум тысяча зрителей. Мне интереснее работать в большом пространстве, как в театрах на Бродвее или в лондонском Вест-Энде. Но я выбрал профессию режиссера и считаю своим долгом следить за тем, что происходит в московской театральной жизни.

Все ли вас в ней устраивает?

- Сейчас в Москве появилось много спектаклей, которые зрителям надо разгадывать как ребус. В таких ребусах преуспевают многие мои коллеги, я уважаю это направление, но не могу сказать, что хотел бы так работать. По-моему, каждый спектакль нужно ставить в расчете на понимание зрителей, а не на разгадывание. Я люблю демократическое зрелище, когда радость от спектакля получают и театральные гурманы, которые видели много хороших постановок, и люди совсем молодые, попавшие в театр в первый раз в жизни.

GZT.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе