Мария Ватутина: Первая ласточка патриотического театра

11 апреля этого года в театре «Градский холл» состоялся поэтический спектакль по стихам, вошедшим в антологию «Воскресшие на третьей мировой», которую составили Захар Прилепин, Алексей Колобродов и Олег Демидов (КПД). 


Антологию выпустило в свет издательство «Питер», а проданные тиражи и всяческие рейтинги оказались неожиданно высокими.


Поэтические книги, а тем более антологии, инициированные не сверху, изданные не издательскими холдингами, информационными компаниями под большие гранты, таких тиражей не удостаивались за последние десятилетия ни разу. И конечно, тут сошлись несколько обстоятельств: с одной стороны, к этому времени возник запрос общества, которое за 2022-2023 годы узнало имена современных поэтов из телепередач, социальных сетей лидеров общественного мнения, то есть информация о существовании современной патриотической поэзии упала на благодатную почву–людям потребовалось слово поэтов в этот трудный год, людям сказали имена, люди оценили предложенное по достоинству. С другой стороны, возникла если не структура, то некое сообщество инициативных подвижников, которые аккумулировали новые стихи, организовали поэтов, которые с первыми звуками тревоги встали в строй – служить словом своему народу. И ведь подобные проекты за этот год осуществлялись не раз. Если пролистать ежедневник за 2022 год – это и вечера в «Бункере на Лубянке», который стал штабом и домом для поэтов-патриотов, это рок-марафон «Русское лето», который в апреле-мае провез нескольких поэтов по двум десяткам городов, где они участвовали в концертах с тысячными аудиториями на площадях, в концертных залах. Были и фестивали: в Воронеже «Русское лето», фестиваль «Традиция». Были поездки у кого-то в Донбасс, у кого-то в Крым, в Ростов-на-Дону, в Белгород, в другие города России – в воинские части, в госпитали – и именно по патриотической повестке. Были выпущены антологии: «Поэzия Русского лета» RT, «Великий Блокпост», собранная Анной Ревякиной, другие книги разных форматов, у многих z-поэтов вышли персональные сборники, многие выступали в городах России с сольными концертами. У поэтов берут большие интервью, изредка приглашают на разные информационные каналы, на их стихи пишут песни. За поэтов патриотического лагеря взялась и «Таврида», провели большой вечер в РГБ, бывшей «Ленинке».


Были созданы замечательные видеоклипы со стихами участников перечисленных антологий. Поэзия времен СВО пошла в народ, на нее заряжена публика, на вечера приходит много людей, и эта аудитория – не братья-поэты, заглянувшие по дружбе или по правилам (ты не придешь – к тебе не придут), как это было многие годы; эти люди – читатели в самом стопроцентном виде.

В этом ряду поэтический спектакль Вадима Аввы «Стихи войны 2» стоит особняком, и вот почему. Во-первых, это не вечер поэзии в привычном смысле. Перед нами, по сути, «антипоэтический» вечер – перед нами полноценный спектакль. В нем не участвуют поэты, что всегда предполагает бонусы и скидки. Ну а разве нет? Когда поэт читает свои стихи, он всего лишь представляет свое творчество. Как умеет. Это любопытное действо, особый вид литературы, заведомо милый из-за реальной личности поэта на сцене, и каков бы ни был декламаторский талант, поэта будут горячо приветствовать поклонники. И вообще, мы очень добрые зрители, мы поэтов в глаза не обижаем. Мне это нравится, потому что в этом видится особое отношение нашего народа к творцу, сакрализация поэта и художественного слова.

Но вот приходит человек, который выбирает стихи из антологии, находит великолепных музыкантов, видеорежиссеров, команду и декламирует стихи со сцены в тихой вдумчивой абсолютно своей собственной манере. Тут поэт предстает без бонусов. Тут есть только текст и его сторонняя подача. Не схитришь, наподдав жару, выдавив слезу, взведя зрителя в кураж матерком или сальностью. Только – затемненная сцена, музыка между текстами и видеотекст.


Второе отличие в том, что это авторская драматургическая композиция. Начнем с последнего. Мы вот уже второй год ждем инициативы снизу, от режиссеров, драматургов и сценаристов, которые никак не сочинят нам на сцене или в кино патриотический продукт об СВО. Вадим Авва берет и создает такой продукт в виде композиции из написанного за 2022-2023 годы современными российскими поэтами. Создает полноценное представление. И это авторский продукт, то есть персональный, именной, не сочиненный нанятой сверху командой для разового применения. Такие грандиозные проекты тоже нужны, они прекрасны тем, что в них главное лицо – поэт, а главный адресат – молодёжь, патриотическая читающая часть общества, представители власти, воинские части и т.д. Такие проекты, наверное, призваны сплотить, встать плечом к плечу, продемонстрировать силу слова… Спектакль Вадима Аввы универсален – он просто создан для сцены и любого, кто придет.

И цель такого спектакля – художественное воздействие. Зритель на таком спектакле оценивает эстетические достоинства художественных текстов и постановки в целом. В этом принципиальная разница и в этом проблема отсутствия визуальных художественных произведений, поскольку художественное воздействие на зрителя работает по-другому, через него можно преобразить неверующего, подвигнуть на изменение отношения к стране и происходящим событиям. Одно и то же стихотворение, прочитанное в драматургическом контексте и с агитплощадки, может привести к прямо противоположным результатам. Вот почему нужна новая парадигма русской культуры вообще, а не только спонтанная хаотическая инициатива патриотов от искусства.


И третье.

Казалось бы, картина маслом: то, чего мы хотели, о чем молились десятилетиями, свершилось. Что это «то»? Это – востребованность.

Меня недавно спрашивали на «Соловьев.TV»: «Почему же не появляется новых сценариев, новых пьес про героев СВО, про трагедию Донбасса?» На это я ответила следующее. Писать сценарий – это большой труд. И я уверена, что идей у наших писателей, сценаристов – множество.

Но для того, чтобы сесть писать большое произведение, нужно понимать – зачем? То есть не в философском плане, а в практическом: кто это возьмет снимать или ставить на сцене. Процесс создания драматургического произведения или сценария организуется только тогда, когда будет заказ от продюсера, от режиссера, от компании, Минкульта и т.д. Невозможно потратить несколько месяцев на создание сценария, а потом с этим сценарием ходить по улицам, обивать пороги кино- или телекомпаний.

На альтруизм способны только поэты. Потому что поэтам важно написать слово urbietorbi, сознавая себя величиной, способной и имеющей право говорить с городом и миром. И именно поэтому поэт пишет для вечности. Но и здесь реализовать своё творчество поэт может лишь в том обществе, в котором есть запрос на поэзию.

И вот эта востребованность наступила. Не у всех. Под лежачий камень вода не течет. И если сложилась ситуация, когда разыскиваются новые имена и новые выдающиеся произведения, поэту осталось только написать таковое произведение, показать, привлечь внимание. Вот, например, КПД призывает новых авторов для новой антологии. Скоро появятся и премии, и большие фестивали.


Неслучайно, что первый спектакль патриотической темы «Стихи войны 2» – по стихам. И как только что стало известно: второй такой спектакль «Смерти нет» в городе Чайковском Пермского края – тоже по стихам. То есть получается, что сейчас z-поэзия спасает ситуацию и в театре. Я всегда говорила, что поэзия – самое мобильное из всех искусств.

Но если говорить о произведениях или, скажем, стихотворных компиляциях для сцены, то возникает проблема с залами, с самими театрами. «Стихи войны 2» прошли в театре «Градский холл», которым руководит выдающийся композитор Алексей Рыбников. Понятно, что Алексей Львович отвечает в первую очередь за художественный процесс. И отрадно было увидеть готовность его команды предоставить сцену для спектакля патриотической тематики. Но других ресурсов (кроме самих подмостков и машинериизала) ни у кого из всех, задействованных в создании «Стихов войны 2», не было. И в этом надо разобраться.

Со всех трибун говорят о дефиците патриотического искусства, но установить льготы по оплате этих самых подмостков, обеспечить социальную рекламу для привлечения публики, финансирование проекта в целом никто не торопится. Здесь мы снова упираемся в девиз для утопающих. Современные Ефремов, Розов, Арбузов, Шатров, Качалов должны непременно уметь оформлять заявку на грант, желательно, чтобы в качестве участников или целевой аудитории обязательно фигурировала молодежь, а прибыль нужно разделить с тем, кто все-таки помог заполнить документы и поделился связями. Так телега не поедет. На один оборот колёс.

Речь идет о новом наполнении российской культуры. Борьба еще даже не начиналась, потому что борьба без программы и признанных большинством лидеров– это обреченный на провал шабаш.

Ну кто лидеры, мы приблизительно понимаем. Осталось взять власть в культуре и понять, как вернуть её, культуру, народу.

Автор
МАРИЯ ВАТУТИНА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе