На столичной сцене – очередная история про кровавого тирана, угнетённых граждан, больную страну (в этот раз на авансцену вышла скрепная Шотландия) и «своих людей в Англии».
Фото предоставлены пресс-службой Театра Наций. Фотограф: Алексей Молчановский
Хочется сказать спасибо, достаточно, все давно всё поняли, можно двигаться дальше, но неугомонная машина продолжает штамповать «другой театр». С конвейера Театра Наций сошёл «Макбет» по мотивам пьесы Шекспира. Режиссёр Елизавета Бондарь и драматург Анна Лифиренко придали известному сюжету известное направление.
Жесть на Малой сцене
Апокалиптические последствия техногенной катастрофы, мир после страшной войны, мрак и тьма и оголённые нервы Земли, которая больше не может мочь. Вместо кулис – цинковые листы, планшет сцены оплетён толстой кабельной сетью, повсюду груды мусора, а в центре стоит скелетная конструкция, напоминающая мёртвое дерево (сценография – Елизавета Бондарь и Валида Кажлаева). В общем, Макбету страшно не повезло: он родился в этой жуткой стране, пошёл на войну и победил ценой тотальной контузии. Дальше ещё страшнее: на почве одержимости властью он подвинулся рассудком – почувствовал вкус к кровопролитию и стал испытывать наслаждение, унижая людей и применяя насилие. Иные привычно назовут всё это Мордором, но Театр Наций использует слово «Родина».
Фото предоставлены пресс-службой Театра Наций. Фотограф: Алексей Молчановский
Вы покинули зону комфорта
Постановка методично долбит зрительскую психику, пытаясь вывести из равновесия. Визуально, помимо тьмы, на эффект работает внешний вид героев действа. Испачканная одежда, кровавые подтёки, увечья и шрамы, тремор, шатающаяся походка – это люди-зомби, жертвы тотальной контузии. Их жизнь сопровождают раздражающие звуки – скрежет, удары по металлу, набор «звуковых объектов» (композитор – Пётр Айду). Всё это попадает прямо в мозг, минуя уши. Раздражающие звуки герои издают и сами – кричат, заикаются, тянут гласные. Текст Шекспира переписали. Теперь персонажи частично изъясняются на занятном рифмованном новоязе, в котором исковерканные слова порой отсылают к эвфемизмам и легко угадываются.
Фото предоставлены пресс-службой Театра Наций. Фотограф: Алексей Молчановский
Это другое
Разумеется, это другое: «а вы что в 2023-м в театр ходите за светлыми эмоциями?», «тут надо читать между строк», «эзопов язык понятен не всем» и другие аргументы против театра нормального человека. Пока вы по-старушечьи ёрзаете в кресле, затыкаете уши и брюзжите, на сцене животворится современное искусство, которое, как известно, не существует без детализации контекста. И действительно – в фойе висят два «контекстных» баннера по случаю премьеры. Они и поясняют за этого «Макбета» – на кого из великих оглядывалась постановочная команда, как и почему переписали шекспировский текст, что хотел сказать художник, кто и зачем сочинил такую музыку. Есть даже QR-код для скачивания саундтрека – для желающих вновь пройтись по оголённым проводам.
Фото предоставлены пресс-службой Театра Наций. Фотограф: Алексей Молчановский
Сумасшедший царь
«Место действия истории – воспалённое сознание героя» – так написано в аннотации к спектаклю. В этом смысле самая большая удача постановки – Дмитрий Гизбрехт в роли Макбета. Тем, кто помнит Дмитрия в старом ленкомовском «Пролетая над гнездом кукушки» (а такое не забывается), выбор артиста на главную роль понятен чуть больше, чем полностью. Макбет попадает в плен своей больной головы, и этот внутричерепной яд и ад актёр выплёскивает физически – точными картинками прогрессирует от начала болезни к её пику. Приобретённый синдром Макбета в исполнении Гизбрехта – опасный недуг, и его симптомы пугают не меньше, чем музыка металла и окровавленные головы. Убедительно придумано и впечатляюще сыграно.
Фото предоставлены пресс-службой Театра Наций. Фотограф: Алексей Молчановский
Роль личности
Премьерный «Макбет» в Театре Наций продолжает традицию преувеличивать роль личности в истории, назначая одного человека ответственным за сложную машинерию глобальных процессов. Этот Макбет – источник вселенского зла, президент скрежещущего ада. Макбет – злокачественная опухоль мозга, которую нельзя вылечить и потому нужно удалить. Спасибо, достаточно, мы поняли, можно двигаться дальше.