Любимов добавит темперамента "Князю Игорю"

Меня крайне заинтересовало уже месячной давности сообщение о том, что Юрий Любимов взялся поставить в Большом театре «Князя Игоря». Известию можно было бы радоваться: в Большой, наконец, пришел Режиссер. Но вот вопрос: зачем он за это взялся?

Судите сами. Партитуру Любимов называет "сырой": "Оперы нет, ее надо сделать. Химик писал для себя! Бородин, я имею в виду".


Мне нравится эта великолепная снисходительность гениев: «Химик писал для себя!». С Пушкиным на дружеской ноге. И даже чуть повыше.


И вот поэтому Юрий Любимов задался целью создать свою, совершенно новую редакцию оперы химика Бородина. Начать он планирует с Половецких плясок, куда собирается добавить темперамента, - сообщают СМИ.


Более того: «Композиторы Павел Карманов и Владимир Мартынов создадут абсолютно новую музыкальную редакцию «Князя Игоря». При этом Мартынов тоже крайне низкого мнения о русских операх ХIХ века вообще: «То, что делали русские композиторы в XIX веке, при всем уважении, — это вампука. Именно опера XIX века закрывает людям вход в ту Россию, которая представляется мне настоящей».


Для этого Юрию Любимову понадобится переписать и даже дописать Бородина: «Мне предстоит большая сложная работа, так как опера Бородина рыхлая, музыка — средняя… Лучшее, что там есть — это половецкие пляски». Любимову не хватает, в частности, батальных сцен, которые будут «наращивать» из неоперной музыки Бородина. Увертюра, написанная Александром Глазуновым, представляется Любимову слишком длинной и будет сокращена. Также предполагаются отдельные вставки музыки самого Карманова. Все бытовизмы и «случайные черты» будут максимально затерты. Перед зрителем должна предстать музыкальная «икона с клеймами», по выражению Юрия Петровича.


Вот такие нам предстоят сильные впечатления в многострадальном Большом театре.


Я, разумеется, ценю вклад Любимова в наше театральное искусство. Но повторяю вопрос: зачем режиссер берется за оперу, если настолько низко ставит ее музыку, что ее нужно обогащать творчеством Карманова?


Тут же вспоминается скандальная история с постановкой Юрием Любимовым «Пиковой дамы», когда Чайковского должен был дополнить и поправить Альфред Шнитке. Тогда с резкой статьей в «Правде» выступил Жюрайтис, и вся прогрессивно настроенная общественность приняла статью как донос. Тем более, что Жюрайтис, по всем канонам тогдашней доносной критики, называл опального Шнитке «композиторишкой», а опального Любимова топтал как мог. Меня тоже, помнится, статья возмутила, и я с нетерпением принялся ждать воплощения обновленной «Пиковой дамы». Через какое-то время ее все-таки показали – в памяти не осталось ничего. Была музыкальная и режиссерская невнятица – словно предмет развинтили на части, а потом собрали как придется. И по сути Жюрайтис, увы, оказался прав: нелюбовь рождает только нелюбовь. На что-то подобное, судя по исходным установкам авторов идеи, обречен и проект переделки «Князя Игоря» на главной национальной сцене страны.


Проект этот стал продолжением уже четко обозначившейся тенденции. Она проявилась с особенной скандальностью в недавних постановках «Евгения Онегина» и «Руслана и Людмилы». О них – в следующей статье. А пока – вот эта информация к размышлению.


Валерий Кичин


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе