Литургия и театр. Священное и насилие

XXIV Пушкинский фестиваль  в Пскове
Часть первая
Псков – город контрастов. Суровый и аскетичный, сердечный и гостеприимный, с обостренным неравнодушием к «новым формам» в искусстве.

Пушкинский фестиваль в Пскове начался с авангардистской выставки «Другой Пушкин» проходившей в галерее «Арт» Псковского драматического театра имени А. С. Пушкина.


Марина Николаева (Псковский драматический театр имени А. С. Пушкина) - ведущий организатор выставки и куратор мероприятий Пушкинского фестиваля.


Мария Арендт «Изнывая в тишине, не хочу я быть утешен» (смешанная техника)

На выставке были представлены работы художниц, сестер Арендт, Натальи и Марии. Обе они - внучатые племянницы доктора Арендта, пытавшегося спасти смертельно раненого Пушкина. Сестры сочинили сценарий фантастической истории, в которой – в саквояже доктора Арендта оказывался спасительный пенициллин! Посетители и гости выставки рассматривали шутливые работы, инсталляции – и чувствовали себя – – в абсолютной атмосфере столичного вернисажа. А еще - ни больше, ни меньше - причастными к спасению Пушкина! Это была, разумеется, очень сильная и тонкая метафора. Когда-то в тяжком 1921 году Владислав Ходасевич сетовал, что мы уже перестали аукаться светлым именем Пушкина. Аукаемся ли мы сегодня?... И как звучит Пушкин и пушкинское эхо в наших душах? На эти вопросы и призван был ответить Пушкинский фестиваль в Пскове, в афише которого был и Пушкин, и русские классики. 

Доминантой фестиваля, его средоточием стало «Пещное действо» и конференция «Литургия и театр», участником которой мне довелось быть, выступить с докладом «Евхаристия Федора Волкова. В храме и на подмостках».


Конференция «Литургия и театр». Декан богословского факультета протоиерей Павел Хондзинский. 

Приглашение к взаимно заинтересованному диалогу церкви и театра в сегодняшних обстоятельствах, когда т.н. «православные активисты», под маской заботы о «нравственности», устраивают разного рода «бунташные» действа, было в условиях сурового и благонамеренного Пскова смелым шагом. Автор идеи и модератор конференции Алена Карась сумела привлечь к участию в ней широкий круг ученых-богословов, иерархов РПЦ из Петербурга, Москвы, Пскова, Эстонской Православной церкви, философов, театроведов, филологов, культурологов. Театр в союзе с церковью - с общим вниманием к сложному обретению истины в природе человека, способен дать зрителю новый духовный, эстетический и интеллектуальный инструментарий, войти в центр исканий философской и эстетической культуры нашего времени.


Алена Карась - автор идеи и модератор конференции "Литургия и театр", доцент ГИТСа, театральный критик, эксперт "Золотой Маски"

Доклады на конференции носили в основном исторический характер, программа была собрана строго и гармонично, никакого «разброса» тем не наблюдалось. Конференция затрагивала самые разнообразные аспекты взаимоотношений церкви и театра, начиная с истоков зарождения театра в Древней Руси. Важно, что в театральном пространстве, в медиахолле Псковского драматического театра появились не только культурологи и театроведы, но ученые-богословы, и представители священства, и монашества. Начало конференции участники ее ознаменовали приездом в Пушкинские горы, в Святогорском монастыре, на могиле Пушкина в день его памяти, 10 февраля, состоялась заупокойная служба, лития.

Иеромонах Василий (Бурков) 

Иеромонах Василий (Бурков) назвал свое выступление полемически «Влияет ли вера на творчество?» Его слово не было проповедью – это была исповедь человека, испытавшего соблазн театра, он начинал актером, не представляя, что его судьбой станет служение Богу в монастыре. Его актерская стезя не состоялась исключительно в силу особенностей его характера, натуры, его психофизических данных. Он не был лицедеем по своей природе. Его привлекала возможность воздействия на людей с помощью проповеднического слова. Актерство и проповедь - разные сферы, редко сближающиеся между собой. Церковь не знает актерства, актер чуждается проповеди. Это границы разных обителей. Иеромонах Василий обрел для себя сферу творчества в монастыре, и вера питает его творчество, его усилия по совершенствованию души человека. Протоиерей Павел Хондзинский, декан богословского факультета ПСТГУ (в своем выступлении («Культ культуры и культура культа») свершил блистательный экскурс в Серебряный век, сделав проблемный обзор трудов русских религиозных философов – Павла Флоренского, Вл. Соловьева, Вас. Розанова, Ник. Бердяева. «Трагическое в музыке» - авангардная и фантастическая, как и его опера, лекция композитора, философа и театрального деятеля Александра Маноцкова. Маноцков вел участников конференции по своим потаенным лабринтам, между точками и линиями, паузами, длительностью и прерывностью - координатам трагического в искусстве. Его речь походила на мистическую литургию. Маноцков - гений современной музыки, предстал на фестивале в самых многообразных ипостасях - как исполнитель, участник «Пещного действа», как уникальный лектор, как автор фантастической оперы «Снегурочка», как «импровизатор любовной песни», нежданно ворвавшейся в спектакль «Сказки для взрослых», когда Александр запел арию из оперы «Евгений Онегин».


Александр Маноцков

Завершила научную конференция лекция замечательного театрального критика, эксперта «Золотой маски» Нияза Игламова «Театр и ислам», лекция эта раздвинула христианско-православные рамки конференции и вывела ее участников на общемировые философские проблемы взаимоотношений религии и театра.

Нияз Игламов

КОГО БЛАГОСЛОВИЛ ПАТРИАРХ?

На фестивале мне посчастливилось познакомиться с актером Псковского драматического театра имени А. С. Пушкина Виктором Яковлевым, заслуженным артистом России. Его, верующего человека, мучительно долго решавшего для себя проблему «Быть или не быть в театре», обретшему опору в идее личностного и творческого служения искусству, кровно и глубоко волнуют проблемы Церкви и театра. Виктор Николаевич рассказал мне две истории из своей и театра биографии. В спектакле «Александр Невский» он играл роль Владыки Спиридона, архиепископа Новгородского. Премьера спектакля "Александр Невский" состоялась несколько лет назад на Вечевой площади псковского кремля, под стенами Свято-Троицкого кафедрального собора и в день Святой Троицы, в присутствии около двух тысяч зрителей. В этот день артист испытал нечто, очень похожее на счастье. Под колокольный, весенний благовест, крестясь на Псковскую Троицу, представлявшую в этот миг и Новгородскую Софию, его Владыка Спиридон (Псков прежде входил в новгородскую епархию) в развевающейся на ветру мантии обращался к народу.

С Виктором Яковлевым, заслуженным артистом России, актером Псковского драматического театра имени А. С. Пушкина

– Братие!.. Ныне София Новгородская воистину Премудростью Божией сияет! Сей день великий, когда княже наш, доблестный Александр, в малости воинства да в ярости мужества своего, уповая на Святую Троицу разбил иноземцев поганых на Неве-реке, вовеки будет помнить русская душа!..

В эти минуты актер чувствовал себя частью русской истории, сыном русского народа, а не артистом отдельно взятого театра. Это было единение без противоречий! – векторов Церкви и театра.


Виктор Яковлев в роли Владыки Спиридона, архиепископа Новгородского

Вспомнил Виктор Николаевич и еще одну историю, когда в Псков на празднование 750-летия Ледового побоища, победы Александра Невского над псами-рыцарями на Чудском озере, приехал Его Святейшество Патриарх Алексий II. После Божественной литургии на площади под соборными стенами состоялось театрализованное представление: торжественный въезд князя-победителя со дружиной в город, встреча его псковичами и речь князя, обращенная к потомкам.

Душеполезным и уместным знаком особого внимания к Патриарху – когда еще представится случай! – для актера Юрия Новохижина, исполнявшего роль князя, было испросить патриаршего благословения. Снять шлем, опуститься на колено и жестом – правая ладонь на левой – испросить благословения. Помост для речи князя был поставлен в центре, а Алексий II со свитой стоял у входа в Троицкий собор. И вот Новохижин, лихо осадив коня, спрыгнул на землю, поднялся на помост, поклонился народу, потом, сняв шлем, повернулся к Его Святейшеству, опустился на колено и, преклонив главу, протянул к нему сложенные ладонями вверх руки. И Патриарх Благословил!


Юрий Новохижин в роли  Александра Невского

Кого благословил Патриарх? Князя Александра Невского? Предстоятель Русской Православной Церкви благословляет святого, жившего семь с половиной веков назад, – абсурд. В этом случае и Патриарха придется считать участником театрального действа, но – в роли кого? Тогдашнего Митрополита всея Руси? Этак можно договориться и до ереси. Так кого осенил крестным знамением Патриарх? Благословение реального Предстоятеля Церкви может существовать только в реальной, невымышленной жизни, поэтому вернее всего считать, что благословил он реального человека, актера Юрия Новохижина. Стоп! Патриарх благословил актера? Ведь знал же он, что перед ним актер в роли князя, святого, благоверного… До 1917 года появление на сцене духовных лиц, не говоря о Самом Спасителе и святых Его, было под запретом. Это двойственное отношение к святыне, возникающее в театре в силу игровой его природы, и есть тот камень преткновения, который лежит в основе инстинктивного отторжения театра церковной средой.

ТЕАТРАЛЬНОСТЬ И «ЧУДО» «ПЕЩНОГО ДЕЙСТВА»

«Пещное действо» на фестивале давали под древними сводами Приказной Палаты псковского Кремля. Впервые его показывали в наиболее полном реконструированном варианте, с частями богослужебных текстов. Действо захватывало, не оставляет оно и до сей поры как произведение, без преувеличения, грандиозное по духовному воздействию. Его трудно с чем-либо сравнить, оно продолжает вибрировать в душе, тревожа и радуя.


Андрей Котов. Реконструкция "Пещного действа" осуществлена ансамблем "Сирин" под руководством Андрея Котова,

Казалось бы, где как не при лицезрении героев-мучеников, погибающих за веру, быть потрясенному страстями и жестокостью казни, беспощадностью насилия как жертвоприношения?

Зрители буквально жаждали «Страстей по трем отрокам, в пещи не горящих». Однако внешне Действо решено как будто совершенно безэмоциально и бесстрастно, так его и давали еще в XV веке или раньше.


"Пещное действо" Отроки. В центре  Азария - Александр Маноцков.

Церковь отделяет себя от театра, не принимая лицедейство ни в каком его виде, поэтому перед исполнением «Пещного действа», и в своем выступлении на конференции «Литургия и театр» руководитель ансамбля древнерусской музыки «Сирин» Андрей Котов, автор реконструкции древнего богослужебного чина, подчеркнул, что «Пещное действо» – не театр, совсем не театр и ничего общего с театром не имеет.

Но еще в очерках истории дореволюционного русского театра старинные храмовые и внехрамовые действа, в том числе «Пещное действо», «Шествие на осляти» и «Умовение ног» были даны наравне с другими истоками русского театра Древней Руси.

"Пещное действо" Часть хора

В Приказной Палате огонь возжигать не разрешили, оставалось дать волю воображению, и зрители погрузились в экзистенциальное переживание истории трех отроков из книги пророка Даниила, не пожелавших поклоняться вавилонскому языческому идолу, верных христианским заветам. Брошенным в огонь по приказу царя Навуходоносора и спасенным Божьим повелением и Чудом.


Отроки В центре - Маноцков

И все-таки театральность была разлита в атмосфере, в торжественном выходе – Шествии Хора, в блеске и золоте царских одеяний отроков, в аскетических нарядах слуг, в самом существовании «действующих лиц» – отроков и халдеев. В проникновенном исполнении «партии» Азарии композитором, певцом, театральным деятелем Александром Маноцковым. В том, как предводитель действа связывал отроков – «убрусцом по выям», длинным полотенцем-вервием по шеям. В драматических диалогах – басовых перекличках халдеев, в той суровой серьезности, с которой исполнители казни «ввергали отроков в пещь».


"Пещное действо" - хор

В Приказной палате не было «пещи» как сооружения, была ровная приподнятая над полом площадка. В пещь к отрокам спускался Ангел (когда-то в храмовых «Пещных действах» это было настоящим Чудом, - спускавшаяся из-под купола храма – фигура Ангела, изготовленная из кож, из пергамена). В историческом «Пещном действе» был смертоносный огонь, который гасил Ангел своим появлением. Огонь угасал, претворяясь в огнь животворящий, священный пламень веры. «Сожжение» отроков в Пещи обращалось в их воскрешение и освобождение.


Халдеи

Хор запел. Наступила тишина. Андрей Котов, развернувшись лицом к народу, начал читать Евангелие, присутствующие встали и осеняли себя крестным знамением. И здесь многие испытали двойственное чувство. Мы были участниками и зрителями театрального фестиваля. Мы были не в храме, и представление «Пещного действа» не было богослужением, здесь не было ни евхаристии, ни мистериальности. Что же это было? Русская церковь, ее древние истоки вступали в духовный контакт с сознанием современного человека, погружением его в Священную историю, в парадоксальную театральную среду как будто вне лицедейства, в небывалую красоту многоголосого демественного пения, которое тоже являло собой и своеобразный театр, и храм одновременно.

"Пещное действо" Выход Хора.



 "Пещное действо". Отроки перед вхождением в Пещь. 
Автор
Маргарита Ваняшова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе