Театра Пикколо ди Милано. Автора таких великих спектаклей, как «Кампьелло», «Вишневый cад», «Арлекин – cлуга двух господ», «Великая магия» и так далее. Спектаклей, не просто вошедших в историю театра, а продолжающих влиять и учить всех нас, кто хоть как-то всерьез пытается заниматься театром. Стрелер считал, что на свете существует один театр – это театр людей и театр для людей. Этому, собственно, была посвящена вся его работа в Театре Пикколо, так можно, в сущности, сформулировать смысл его бурной художественной жизни.
Последний раз мы виделись с Джорджо в 1994 году: заканчивались большие гастроли в Милане, мы играли «Братья и сестры» и «Клаустрофобию», был красивый прием в Замке Сфорца. Мы много разговаривали с Джорджо, строили планы его возможной работы в МДТ, он рассуждал и фантазировал о «Молодом Маяковском» – он и сам был по характеру хулиган и бунтарь. Наконец, мы сказали друг другу «до свидания», и он пошел. Так получилось почему-то: Джорджо уходил один, и мы с Танюшей навсегда запомнили его одного, уходящего через анфиладу залов Замка, его одиночество, его гордую одинокую спину. Мы не знали тогда, что Джорджо уходит от нас навсегда. Но – если бы знали – мы понимали бы, что на самом деле Стрелер не уходит от нас, потому что идет в свое театральное художественное бессмертие.
Впрочем, энергия Джорджо, его дух, то, что он вложил в фундамент своего театра, и то, как он его строил много-много лет – многое из этого сохраняется до сих пор в атмосфере Театра Пикколо. Сохраняется в людях, которые – артисты, техники, соратники Джорджо – продолжают работать в театре, каждый день вспоминая о Стрелере. Сохраняется в энергии, с которой работает театр, и в общественном и художественном темпераменте, который резко отличает Пикколо от многих других театров мира.
Так случилось, к счастью, что Джорджо стал большим другом нашего театра, был большим моим другом. Нам сегодня не хватает его поддерживающего взгляда, его братских объятий после каждой нашей премьеры в Милане… У нас в актерском фойе рядом с портретами Станиславского, Брехта, Брука висит и его портрет. Каждый раз проходя мимо – а я хожу этим маршрутом несколько раз в день – я смотрю на Джорджо и вижу его безумно-отважные и яростно-вдохновенные глаза. И этот взгляд поддерживает, ободряет, внушает надежду, помогает хоть как-то, хоть чуть-чуть пытаться делать то, что ты делаешь.
С днем Рождения, Джорджо!
Buon compleanno! Auguri!