Кто если не гос: независимые московские театры сегодня

Театр всё ещё часто воспринимают как что-то постоянное: репертуарные спектакли, стабильный актёрский состав, зафиксированное пространство со сценой и рядами зрительских кресел.

Однако многие команды делают театр иначе: создают спектакли под конкретные места (завод, улица, река, поле), показывают их всего один раз (зато какой!), приглашают зрителей за общий стол, вместо созерцания инициируют соучастие и честные разговоры. И, как правило, это независимые команды, не имеющие своей площадки и не финансирующиеся государством на постоянной основе.


Мы не ставим задачу охватить одной подборкой всю частную театральную карту Москвы и специально не включаем в этот текст Петербург: его независимые театры заслуживают отдельной статьи. Мы рассказываем о нескольких независимых проектах в столице и около, которые, как нам кажется, продолжают выстраивать особую театральную траекторию в сложные времена — когда всё чаще возникает вопрос, нужен ли театр вообще.



Прописанные в конкретных локациях

Квартеатр

Четырёхкомнатная квартира на Неглинной, в которую приходишь как в гости, только по билету. Ты садишься за накрытый стол, заправляя босые ноги под табуретку, или размещаешься на полу и подушках — и слушаешь истории. Каждый спектакль тебя касается: с актёрами — нос к носу, в материале — детали, которые могли быть и в твоей жизни. В репертуаре спектакли-сторителлинги по литературным (роман Саши Соколова, пьеса Клима), биографическим (есть о Булгакове и о Ван Гоге), поэтическим (Некрасов, Есенин, Бродский и др.) и документальным текстам (женские дневники, дневники 1941–45-го, воспоминания о первом полёте человека в космос). В этой квартире не только играют, но и живут, поэтому всё там пронзительно настоящее: чтение, музыка, стопки бумаги с текстом, просьба передать чайник, столпотворение у двери, когда выходишь подышать в антракте, и ощущение, что тебя здесь ждут.


Пространство «Внутри»

Здесь, на улице Казакова, не обитает постоянная творческая команда, зато работает команда организаторская — люди, заинтересованные в создании и поддержке театра, который говорит про сегодняшний день и приглашает к диалогу. Прийти сюда значит обнаружить разные вариации современного независимого театра: спектакли, перформансы и даже целые фестивали. Например, в двадцатых числах июля обещают рейв «Похороны институции», трагифарс о непрекрасной России будущего и две работы о переосмыслении наследия, а в сентябре — премьеру о Ханне Арендт. И что бы ни было завтра, сегодня на этой площадке пытаются найти для театра новый язык и верят, что он может объединять людей.


Doc Industrial

Театр.doc давно уже классика, однако не сказать о нём в подборке независимых театров невозможно. Поэтому мы решили упомянуть площадку на Авиамоторной, окружённую промышленным пейзажем. Здесь в последнее время появляются премьеры, по «доковским» стандартам не совсем каноничные: в основе их лежат пьесы из шорт-листов «Любимовки», тексты Вырыпаева и Данилова, но есть и более привычные для этого театра спектакли-вербатимы — пробы молодых режиссёров. Удивительно, но эта площадка сейчас кажется местом эскапизма: здесь говорят о таких гранях социального и важного, которые за последние полгода отошли на второй план. И это удивительным образом напоминает об объёмности жизни.



Непредсказуемые и мерцающие

Эскизы в пространстве

Мы немного лукавим, когда помещаем команду в раздел «непредсказуемых», хотя эти художники создают уличные, парковые и лесные спектакли, свободно перемещаясь по России и становясь резидентами там и тут. Называть их московским проектом тоже не совсем правильно: в последнее время большая часть работ связана с Суздалем (центром «МИРА» и сельским театром драмы и комедии в Фомихе, для которого медленно, но верно отстраивается новый дом). Так что если вы хотите встретиться с независимым театром, ценящим природу и естественность, запланируйте поездку на ночной променад-спектакль «ПроПраСуздаль» в конце августа и начинайте приглядываться к другим работам команды: философскому «Дневнику колобка», экзистенциальному походу в лес «По грибы» и «Снам над тёмной водой». Закаты, плеск волн и запах земли у нас всегда остаются.


Театр-24

Проект, в котором спектакль создают за 24 часа, причём присоединиться могут люди, даже не имеющие опыта в театральных постановках. Каждый раз в новом месте собирается новая команда: ночью пишут сценарий, утром проводят кастинг, днём репетируют, вечером показывают. Лаборатории организуют минимум раз в год: началось всё в Великом Новгороде, продолжилось в Санкт-Петербурге, с 2019 года закрепилось в Москве, в 2022 оказалось в Стамбуле, в дальнейших планах — Ереван. Кроме того, этим летом команда проводит встречи «Люди театральные», где можно поговорить со специалистами о современном театре, и трёхдневный выездной актёрский тренинг. Основная цель работы команды — создание коммьюнити и безопасного пространства, что по нынешним временам кажется особо необходимым.


Андеграунд: Театральная компания Александра Кудряшова и «Бинарный Биотеатр» Васи Березина

Компания Кудряшова позиционирует себя как «антитеатр» и делает всё, что на театр непохоже. Например, Александр играет минималистичный спектакль-сторителлинг «Пап, пока» о своём отце, ветеране-контрактнике второй чеченской войны, в барах и квартирах — и заставляет зрителей знакомиться и обсуждать услышанное. Или лично доставляет тем, кто в заданный день купил пьесу «Чек-лист», «список всего, что должно быть» — это в итоге и есть спектакль. Вася Березин, режиссёр, актёр и рэпер, который недавно вновь возник на театральных радарах, делает спектакли там, где обнаруживает себя: на улице, где долгое время жил, в больнице, где проходил реабилитацию после передоза, в заброшках, клубах, знаковых дворах. Будучи безжалостным и немного «отбитым» художником, Вася прикладывает театр текущей реальности и намазывает на неё довольно случайный культурный слой в личной интерпретации: от Толстого до народных сказок и личных писем. Работы такого типа существуют в реальности, параллельной институциональному театру, и предполагают неизмеримо больше свободы. А значит, и возможности говорить.



Трендовые — и всё-таки независимые

Мастерская Брусникина

Команда сразу, как только появилась в виде актёрско-режиссёрского курса семь лет назад, «прыгнула» в современный театр и с тех пор не перестаёт развивать его язык. Постоянные резиденты театра «Практика» адаптировались к площадкам Музея Москвы, затем нашли себя в индустриальном пространстве «Поле», где недавно проводили питчинг эскизов будущих спектаклей. Чувство времени у брусникинцев соседствует с отточенным художественным мастерством, которое способно репрезентовать вечность, поэтому их есть смысл смотреть из разных точек восприятия сегодняшнего дня.


Дочери СОСО

Проект, который создала режиссёрка Женя Беркович, работает с социальным через художественное, потому что команде никогда не всё равно, что происходит вокруг. Они поставили «Считалку» о грузино-абхазском конфликте, «Финиста Ясного Сокола» о невестах исламистов, обманчиво детскую «Рисовую собаку». Хотели показать «Капитанскую дочку» в апреле 2022, но отменили премьеру и признались: в текущих реалиях это больше не имеет смысла. Честность и очень высокая планка по отношению к своему творчеству — то, за что команду особенно хочется уважать. Надеемся, в новом сезоне они найдут слова и форму для того, что хочется сказать.


Театр «Трикстер»

Эта команда делает спектакли для детей и попадает прямо в сердце взрослым; адаптируется к разным пространствам от широкой улицы до маленькой комнаты; осваивает и совмещает разные жанры. Недавно они отпремьерили «Орфея и Эвридику» в Нижнем Новгороде, организовали Дни Пушкинской поэзии в Пушкинских горах, продолжают на постоянной основе играть спектакли на государственных площадках: в ЦДР, Театре Наций, Современнике, Москонцерте на Пушечной. Вроде бы «традиционный» театр всё время двигает границы: вплетает тени в Гоголя, совмещает науку и хореографию, превращает барочную оперу в кукольный киберпанк. В разговорах об актуальном искусстве их работы кажутся контровыми: они — для радости. С другой стороны, особенно сегодня без радости никуда.



Бонус

Если вы развиваете независимый театр или интересуетесь его устройством «изнутри», вам может пригодиться архив лекций, который собрали в нетворкинг-проекте представители ещё двух независимых театральных команд: Саня Туравин (актёр «Студии.Project») и Стася Киреева (художественный руководитель «Театра Живого Действия», организатор актёрских курсов «Вскрытие покажет»). В архиве есть материалы по маркетингу, соцсетям, грантовым заявкам, малобюджетной режиссуре и даже организации фестивалей.

Автор
Мария Крашенинникова-Хайт
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе