Коляда-театр играет “Бориса Годунова”

Долго колебался, выкладывать ли в Сеть записанный мной в Екатеринбурге спектакль “Коляда-театра” “Борис Годунов”: запись как никогда редуцирует ту внутреннюю взрывную энергию, которой переполнена эта неожиданно карнавальная, и потому еще более трагичная постановка. Все-таки решил выложить. Любая запись дает отдаленное представление о театральном действе, рассчитанном на прямой контакт. И тем не менее мы благодарны киностудиям, которые когда-то снимали шедевры Малого театра и МХАТа, Театра Советской Армии и БДТ: даже тени ушедших навсегда спектаклей потрясают.
“Коляда-театр” – не Малый и не МХАТ. Никто не знает, каким бы был этот театр, если бы Коляда работал в нормальных условиях, мог приглашать художников и заказывать костюмы, если бы вместо соседней комнаты у него были нормальные кулисы и карманы сцены, если бы зрители не сидели нос к носу с актерами. Сейчас он не может позволить себе нормально мизансценировать, его актеры всегда выходят из двери по центру сцены (московские зрители думают, что это такой фирменный прием, а это просто суровая необходимость). Возможно, даже неуемное стремление любую пьесу превращать в народный невообразимо разряженный карнавал тоже обусловлено аскетичными условиями, в которых, вопреки всему, успешно творит свое искусство “Коляда-театр”.

Соседний академический театр драмы давно не может понять, как он, такой шикарный, с такой действительно отличной труппой, мало востребован зрителем даже в Екатеринбурге, а “маргинальный” нищий “Коляда-театр” активно гастролирует по стране и Европе, о нем говорят и пишут. Только что один из актеров Академической драмы учинил в Фейсбуке форменную провокацию, назвав новейшую премьеру более успешных конкурентов безобразием и обвинив Коляда-театр в пропаганде бог знает чего, – типичный донос, такие в свое время погубили Мейерхольда, изгнали из страны Пастернака. Этот актер распространяет по свету ложь о том, что, мол, Академической драме, чтобы снова стать искусством, не хватает денег – они, надо полагать, все ушли “Коляде-театру”. И люди начинают думать, что “Коляда-театр” именно благодаря каким-то мифическим немереным деньгам устроил себе такой всесветный пиар.

Сообщаю: в отличие от Академического театра драмы “Коляда-театр” – частный, он существует исключительно на гонорары самого Коляды, пьесы которого идут во всем мире. Коляда из своего кармана платит зарплату, покупает на рынке костюмы и аксессуары, извлекая из них бездну фантазии, – содержит театр, вырастив его практически из груды мусора. Иногда его театру в числе некоторых наиболее успешных коллективов, приносящих городу славу, перепадают гранты - они идут на новые постановки и московские гастроли. Зрительские сборы здесь мало помогут повысить благосостояние: в зале всего 60 мест, в таких условиях он работает. Но почти каждый его спектакль становится событием, опыт театра изучают в британских университетах, его приглашают в Варшаву, Афины и Париж, на его спектакли люди съезжаются из других городов и стран.

Вот статья, которую я написал перед гастролями театра в Москве в 2011 году.

http://www.rg.ru/2011/11/07/kolyada-site.html

И в ней ссылка на подробную рецензию Елены Соловьевой о премьере “Бориса Годунова”, также напечатанной в “РГ”.

Возможно, вкупе с видеозаписью эти материалы дадут вам более полное представление о театре и спектакле.


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе