Удаётся им это потому, что они дружат, не ссорятся и прекрасно дополняют друг друга. Маша верит в сказки и, как добрая сказочная героиня, проявляет милосердие. Витя верит в науку и демонстрирует смекалку и научное знание. Вместе они доказывают, что «добро сильнее зла наяву и в сказке».
Я не зря так подробно останавливаюсь на первоисточнике. Дело в том, что театры в попытке «осовременить» известные сюжеты нередко искажают их до неузнаваемости. Тюзовская постановка «Маши и Вити» на первый взгляд не сильно отличается от известного всем сюжета. Ну, убрали второстепенный персонаж Яблоньку, добавили дракончика Мурзика. Но в целом играли по известной канве, пели знакомые песни, да ещё своими голосами, достойно танцевали. Спектакль, который мы с детьми смотрели, был 31-м по счёту. По словам режиссёра Андрея Виноградова, актёры сильно устали, а четверо из них работали с высокой температурой. Несмотря на это, технически спектакль был сыгран хорошо. И именно оттого плохое впечатление от него сильнее. Все женские персонажи постановки - подлинные мегеры. Баба Яга (Марина Мартынова) шпыняет Лешего (Николай Снегирёв) и кота Матвея (Андрей Виноградов), лупит и дразнит их. Ей по рангу положено быть злой, но здесь она явная доминирующая самка. Маша (Наталья Виноградова), добрая, милосердная Маша, в ярославской трактовке недоделанная Баба Яга: глупая и злая. Большую часть времени она дразнит Витю (Иван Фёдоров) «очкариком», отдаёт ему неразумные приказы и переругивается с другими персонажами. Печка (Екатерина Дементьева), составившая со Старичком-лесовичком (Валерий Морозов) пару, сварливо пилит своего партнёра, упрекая его в слабости и трусости. Даже Снегурочка не проявила доброты. Когда её освободили от кощеевых цепей, она приковала к стене дракончика Мурзика - на мой взгляд, самого безобидного героя, ибо он за весь спектакль не сказал ни слова. Мужские персонажи - забитые, покорные существа. Но именно они совершают результативные действия, ведущие сказку всё-таки к положительному финалу. Витя обманывает Бабу Ягу и Лешего. Леший в состоянии гипноза, в который ввёл его Витя, прогоняет кота Матвея. Лесовичок показывает дорогу к Кощею.
Кощей (заслуженный артист РФ Олег Челноков) в этой компании стоит особняком. В тюзовской трактовке он хоть не альфа-самец, но всё-таки народной сказочной традицией поставлен главным злодеем. Перед ним сама Баба Яга склоняется в притворном страхе. Устами Кощея произносится главная мысль всего спектакля. «Как с такими кадрами ужас наводить?» - вопрошает он нечисть, упустившую Машу и Витю. Лично я снимаю шапку (так как шляп не ношу). Все остальные могут представить себе какую угодно команду начальников и подчинённых и пофантазировать всласть. Ведь публичные рассуждения на данную тему сегодня не в моде.
Отсутствие по-настоящему добрых, отважных героев в детской сказке, обилие мелких ссор, тотальное женское доминирование меня поразили. Кстати, не только я заметила такую неприятную акцентацию характеров мужских и женских персонажей. Когда Леший, поражённый поведением Маши, спросил у Вити: «Как ты её терпишь? Она же злая?», а Витя ответил: «С трудом...», мужчины в зале засмеялись. Видимо, многим из них ситуация знакома.
На вопрос, как так получилось, режиссёр спектакля Андрей Виноградов ответил:
- Вы посмотрите сказку. Там Маша командует Витей, а Баба Яга Лешим и котом.
Посмотрела фильм - и не увидела. Может, не так смотрела? Зато подобная модель отношений между полами во множестве встречается в жизни. Примеры могу приводить десятками. Вот один из случайно увиденных. Пара молодожёнов на рынке покупает сухофрукты. Она выбирает: «Возьмём кешью, курагу...» Он увлечённо продолжает: «Купим чернослив. Он вкусный!» Она удивлённо вскидывает брови: «Меня не волнует, что тебе нравится...»
Вариантов здесь много: от тотального доминирования женщины и подкаблучника-мужчины до отношений, когда мужчина ни в грош не ставит партнёршу. Но это две стороны одной медали. Просто не каждый мужчина, даже выросший в данной культурной среде, может безропотно подчиниться женщине. В любом случае подобные отношения основаны на взаимном неуважении и яростном соперничестве полов. Мне кажется, что это наш, родной, ярославский стиль. Он характерен именно для части Центральной России. В южных регионах РФ, в Сибири - он другой.
Получается, что театр юного зрителя в спектакле «Маша и Витя...» отразил всего лишь реальность: зафиксировал и одобрил существующую модель отношений между мужчиной и женщиной. Но, «осовременивая» старые сказки, всё-таки неплохо помнить, что дети - не взрослые. Они не могут распознать памфлет и гротеск в новой трактовке произведения (если они там были?). Дети прямо и непосредственно воспримут и воспроизведут в жизни то, что им показали. В самом деле, если Маша, долженствующая быть доброй героиней, дразнит и командует Витей, значит - это «добро», это правильно и так делать можно. А Баба Яга, как наиболее яркий и талантливо сыгранный Мариной Мартыновой персонаж, и вовсе оказалась примером для подражания. После спектакля, когда детишки веселились у ёлки, Дед Мороз их спросил, кто им понравился больше всех. Многие закричали: «Баба Яга!!!» За время новогодних каникул спектакль посмотрели несколько тысяч детей. Можно представить сколько будущих Бабок Ёжек отправилось взрослеть. Может, это правильно, может, так и должно быть?..
Но вот почему-то думается, что старые сказки лучше оставить в их привычной, классической трактовке. Так, по крайней мере, не спутаешь добро со злом. А если хочется чего-нибудь острого и актуального, то можно обратиться к пьесам современных авторов.
Северный край