Как развивать театр в России: три модели

Государственный театр

Это областной или муниципальный театр, жизнеспособный в смысле репертуара, политики, посещаемости, творческого потенциала, в который государство вкладывается, как в любое другое учреждение федерального или регионального значения — как в больницы и школы.

Такой театр можно вывозить на фестивали, развивать, рассмат­ривать его как долгосрочную инвестицию. В регионах это практически единственный путь выживания для большого репертуарного театра: если он не находится на государственном обеспечении, его смело можно закрыть. В крупных городах театрам еще помогают меценаты, а в малых нет ни подходящих меценатов, ни пиара, чтобы подобные акции были этим спонсорам полезны.

Один из примеров успешного регионального театра, живущего по такой модели, — Омский академический театр драмы. Его даже сложно назвать провинциальным — и по мощи собственных театральных постановок, и по уровню гостей: туда приезжают такие европейские театральные звезды, как «Берлинер ансамбль» или театр «Шаубюне».

Театр-секта

Это группа театральных единомышленников, монастырь со своим собственным уставом. Они делают театр, который вырастает на ровном месте — в подвалах и кружках, без всяких государственных денег. Такой театр рождается из одержимости его основателя — харизматика, тирана, гения, человека, который увлекает за собой и труппу, и зрителя в неведомые миры.

От такого театра нет смысла ждать хорошо оснащенного зала, декораций, профессиональных актеров, шика, блеска и красоты. Это театр минималистский, он появляется из отчаянного, всепобеждающего желания играть, хотя бы и на фоне табуретки. Самый яркий пример — театр Николая Коляды, драматурга, чьи пьесы идут повсеместно — и в столичных театрах. Коляда сделал свой театр, ни на что не похожий: «Гамлеты» и «Ревизоры» разыг­рываются в трэшевых декорациях, на фоне китчевых ковриков с оленями, мусора и безобразий.

— Коля театр сам придумал и сделал, — говорит Лоевский. — Он недавно проводил фестиваль и заложил квартиру и машину. И как он с долгами расплачиваться будет? У нас весь центр города расписан, на асфальте надписи: до «Коляда-театра» столько-то метров, звоните в «Коляда-театр». Он сам ходит и пишет! Коляда — человек-театр, человек-оркестр, человек-вселенная. Сейчас ему помогают строить здание, чтобы они не ютились в своем маленьком домике.

Театр — здание для гастролей

Это хорошее решение при развитой системе театрального маркетинга, когда можно планировать перемещение по стране разных трупп, или при контрактной системе, которая существует на Западе, когда режиссер набирает труппу из актеров на год-два, и столько же живет постановка, если ее особый успех не заставляет стороны продлить договор. Но для этого необходимо четкое расписание, а оно нашей великой, могучей и, главное, обширной стране не свойственно. Пока труппа доедет из одного захолустья в другое, там уже местный ДК переоборудуют под склад тракторов и сельхозинвентаря.

— Во многих маленьких городах театр вовсе не нужен, — говорит Тимур Насиров. — В маленьких городах зрители диктуют, как театру играть. Получается, зритель заставляет артиста играть так, как ему, зрителю, хочется, а это всегда плохо. Театр нужен как здание, как коробка, куда будут приезжать с гастролями театры состоявшиеся и самобытные. Они будут менять сознание и вкусы.

Пока примером контрактного кочующего театра является только антреприза. Чаще всего в нее набирают московских знаменитостей, лепят веселую комедию и катают ее по стране. Но от настоящего театра наша антреприза страшно далека — она больше напоминает бизнес-проект, удовольствие от которого получают лишь те, кто получает от него прибыль. 
Эксперт Online
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе